Том 4, № 1 (2023)
Культура и текст
Диалог с читателем в повести «За миллиард лет до конца света» братьев Стругацких
Аннотация
Повесть А.Н. и Б.Н. Стругацких «За миллиард лет до конца света» имеет определенные особенности в плане субъектной организации. Статья посвящена анализу авторской стратегии выстраивания диалога с читателем в данном произведении. Приводятся аргументы, доказывающие, что основным субъектом речи является персонифицированный рассказчик, маскирующийся под безличного; форма дневниковых записей призвана установить доверительные отношения с читателем, тогда как основной стратегией, которую используют авторы повести, является понимание.
Культура и искусство
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и Л. Лавровского как образец хореодрамы на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова
Аннотация
Одним из ведущих направлений советского балета была хореодрама, также называемая драмбалетом. Ее специфика и особенность заключалась в отражении социалистического реализма средствами драматической пантомимы и бытовой правдивости. Статья посвящена известному образцу хореодрамы – балету «Ромео и Джульетта» на музыку С. Прокофьева, поставленному в 1940 г. балетмейстером Л. Лавровским. В 2022 г. спектакль был перенесен на балетную сцену Бурятии, став примером сохранения нематериальной культурной ценности в области театрально-балетного искусства.
Проблемы сохранения памятника «Анастасиевская часовня с росписями» (1910 – 1911 гг.) в современном ландшафте г. Пскова: историко-градостроительный аспект
Аннотация
Формирование памятника федерального значения «Анастасиевская часовня с росписями», возведённого в 1910 – 1911 гг. в Пскове, происходило на протяжении ХVIII – ХХ веков. В исследовании приводятся аргументы, доказывающие возможность перемещения данного объекта культурного наследия в пределах территории, которая символически и функционально с ним связана. В результате изучения историко-культурного контекста и сложившейся градостроительной ситуации были сформулированы положения, которые конкретизируют случаи, допускающие перемещение памятника без изменения характеристик, определяющих его уникальность и общественное значение.
Научная периодизация творчества композитора А.К. Глазунова
Аннотация
Периодизация творческой деятельности русского композитора Александра Константиновича Глазунова (1856 – 1936) остается среди ученых-музыковедов предметом дискуссий. В настоящем исследовании, которое носит обобщающий характер, уточняются отдельные эпизоды профессиональной биографии музыканта, особенности трансформации стилистики его произведений под влиянием различных факторов. Автор статьи предпринимает попытку переосмыслить периодизацию музыкального творчества А.К. Глазунова, учитывая при этом нелинейный характер эволюции академизма и проявление новаторства.
Культура и этнос
«Живая маска» и «персонаж-фигура» как феномены пластической визуализации и первооснова пластического языка мышления (на примере этноса мордвы)
Аннотация
Динамические свойства этнопластического мышления укоренены не только во внутреннем развитии искусства, но и зависят от ментальной и культурной подвижности конкретного этноса. Автор исследует отдельные пластические темы и языковые ракурсы этнического фольклора, а также сюжетные формы и мотивы мифологического творчества мордвы. Целью статьи является выстраивание современного искусствоведческого дискурса пластического и этнопластического понимания мышления через анализ архитектонических вариантов структур ритуальной образности, смысловой основы архитектоническо-художественной связи и первоэлементов архетипических способностей.
Культура и цифровизация
Виртуальные кладбища как феномен digital memory studies
Аннотация
Цифровые практики сохранения памяти (digital memory studies) – одно из актуальных направлений современных мемориальных исследований. Статья посвящена осмыслению сущности основных виртуально-мемориальных явлений, составляющих предметную область данной сферы: веб-мемориалы, мемориальный кластер социальных сетей, виртуальные кладбища. Особое внимание в статье уделяется специфике восприятия виртуальных кладбищ современными чеченцами как представителями консервативного типа мемориальной культуры.
Развитие российской киноиндустрии в эпоху цифровых медиа (на примере фильма А. Федорченко «Большие змеи Улли-Кале»)
Аннотация
Актуальность данного исследования заключается в понимании российского кинематографа как быстроразвивающейся культурной индустрии с влиянием на нее цифровых медиа. Наглядным примером данного процесса является творчество А. Федорченко, включая его последнюю крупную работу «Большие змеи Улли-Кале». По мнению автора статьи, цифровые медиа, предоставляя новые возможности для творческой самореализации, способствуют традиционному стремлению режиссера к наиболее полному контролю за средствами художественной выразительности кинопроизведения.
Книжная культура
Профессиональная направленность библиотечно-информационных специалистов Республики Татарстан (исследование на базе ЦБС г. Казань)
Аннотация
В статье представлены результаты опроса, проведенного на базе Казанской ЦБС в 2022 году. Исследование показало, что определяющее значение для профессионального и личного развития библиотечных специалистов имеют не только теоретические знания, полученные в вузе и приобретенные в процессе трудовой деятельности, но и организационная культура, психологический, нравственный климат библиотечного коллектива. Тем самым подтверждается значимость профессиональной ориентации и соответствующих компетенций для успешной карьеры и достижения профессиональных целей.
«Фокус, в котором скрещиваются интересы и запросы крестьянства»: избы-читальни Крымской АССР в 1920-е гг.
Аннотация
Избы-читальни, являясь элементом библиотечной системы 1920-х гг., выполняли функции главного политпросветучреждения на селе. В статье рассматриваются вопросы функционирования учреждений данного вида на территории Крымской АССР. На основе архивных источников и публикаций в местной периодической печати предпринят всесторонний анализ деятельности сети изб-читален региона в обозначенный период (динамики их численности, финансового положения, материального и кадрового обеспечения, форм работы с населением и др.). Результаты, представленные в исследовании, дополняют представления об истории библиотечного дела, культурной и национальной политике в Крымской АССР 1920-х гг. и способствуют формированию более целостного представления об истории библиотечного дела России.
Документальное наследие и библиография
Книгоиздатель З.И. Гржебин в письмах к ученому, социалисту, писателю В.С. Войтинскому
Аннотация
Парижский период жизни и деятельности книгоиздателя-эмигранта З.И. Гржебина (1925 – 1927 гг.) изучен крайне недостаточно. Коллекция из 9 писем В.С. Войтинскому и его жене, обнаруженная в Международном институте социальной истории (Амстердам, Нидерланды), позволяет прояснить ряд эпизодов, оставшихся за рамками отечественной историографии вопроса. Приводится биографическая информация об общественной, политической и научной деятельности В.С. Войтинского в России и за рубежом. В научный оборот вводится текст отдельных писем З.И. Гржебина, ранее неизвестных специалистам, а также договор о кредитной задолженности его берлинского издательства, фактически поставивший точку в судьбе фирмы.
Рецензии
Смысловые горизонты поэтики зримого в литературном тексте
Аннотация
В статье рассматривается монография профессора Г.П. Козубовской «Русская литература и поэтика зримого» (2021), посвященная многообразным художественным функциям словесной живописи в русской поэзии и прозе XIX века. Описывается аналитический инструментарий и научная логика, с помощью которых литературовед скрупулезно и успешно исследует феномен зримого. Показывается, как разные техники пейзажной вербальной живописи, костюмной поэтики, мотивы еды помогают, с одной стороны, обнаружить немалую наблюдательность мастеров слова, умение выигрышно выстраивать в тексте «план изображения», а с другой стороны, нацеливают читателя на творческую реконструкцию мерцающих в глубинах того или иного текста архетипов мифологического сознания, следов литературной традиции.
Интервью
Эстетика Самарканда в ювелирном искусстве Ильгиза Фазулзянова: наследие как область творчества
Аннотация
Редакция журнала представляет беседу доктора культурологии, профессора СГИК Владимира Ионесова с известным российским художником и ювелиром Ильгизом Фазулзяновым. Обсуждаются вопросы эстетического преображения национальных традиций в современном прикладном искусстве на примере ювелирной коллекции «Самарканд». Раскрываются особенности художественного проектирования в ювелирном искусстве, эстетика исторического наследия Самарканда, взаимодействие прошлого и настоящего в диалоге культур и связи времён, а также показываются смысловые, стилистические и ценностные установки в креативном конструировании современных ювелирных арт-объектов. Национальные художественные традиции рассматриваются как источник высокого вдохновения, генератор новой культурной практики и актуального творчества.