Эстетика С.М. Эйзенштейна в семиотическом ракурсе
- Авторы: Хренов Н.А.1
-
Учреждения:
- Государственный институт искусствоведения
- Выпуск: Том 7, № 2 (2015)
- Страницы: 8-19
- Раздел: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
- URL: https://journals.eco-vector.com/2074-0832/article/view/14784
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK728-19
- ID: 14784
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья (окончание, начало в № 1 (23)) посвящена семиотическому истолкованию теоретического наследия кинорежиссера С.М. Эйзенштейна, предвосхитившего столь популярную с 1960-х годов структуралистскую методологию. Наследие С.М. Эйзенштейна еще в 1960-е годы привлекло внимание академика Вяч. Вс. Иванова потому, что в нем он обнаружил движение в сторону понимания кино как языка или, еще точнее, знаковой системы. Вяч. Вс. не мог не обратить на это внимание, поскольку становление семиотической методологии в России связано с его именем. Естественно, что он не мог не осмыслить и предысторию семиотики искусства. Такая предыстория в сфере кино связана с именем С.М. Эйзенштейна. Пытаясь понять значение исследования Вяч. Вс., посвященного эстетике С.М. Эйзенштейна, автор также касается применения семиотической методологии к кино как знаковой системы. В связи с этим в статье воспроизводится атмосфера увлечения семиотикой отечественными теоретиками кино. Расшифровывая смысл названия книги Вяч. Вс. Иванова о С. Эйзенштейне, автор показывает, что идея семиотики возникла уже на первоначальном этапе становления эстетики как философской науки.
Ключевые слова
Об авторах
Николай Андреевич Хренов
Государственный институт искусствоведения
Автор, ответственный за переписку.
Email: editor@vestnik-vgik.com
доктор философских наук, профессор, заместитель директора по науке
Список литературы
- Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. - М., 1918.
- Иванов В. Эстетика Эйзенштейна // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры, т. 1. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1968.
- Лотман Ю. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика // Труды по знаковым системам. Выпуск 5. - Тарту, 1971.
- Мотрошилова Н.С. Франк и Н. Бердяев о «новом варварстве» // Культура и форма. - М., 2010.
- Паперный В. Культура Два. - М., 1996.
- Федотов Г. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры, т. 2. - СПб., 1992.
- Ханзен-Леве О. Русский формализм. Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. - М., 2001.
- Эйзенштейн С. Метод, т. 1. Grundproblem. - М., 2002.
- Эйзенштейн С. Метод, т. 2. Тайны мастеров. - М., 2002.
- Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6 т., т. 4. - М., 1966.
- Эйхенбаум Б. Теория «формального метода» // Эстетика и теория искусства ХХ века. Хрестоматия. Ответственные редакторы Н. Хренов, А. Мигунов, - М.: Прогресс- Традиция, 2007.
- Якобсон Р. Формальная школа и современное русское литературоведение. - М., 2011.
- Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок первый. Подступы к Хлебникову // Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987.
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)