The Problem Field of Modern Information Space

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article explores modern information space in terms of the younger generation perceptual psychology and the formation of an adolescent’s outlook. The author examines the character and factors of the shift in the social and moral value system of the young, investigates social and cultural problems in the digital postindustrial world.

Full Text

В настоящее время актуальность вопросов воспитания молодого поколения, несомненно, обусловлена глобальным кризисом ценностей и устоев общества, в том числе и российского. Это вызвано в первую очередь динамичным наступлением цифровых технологий, оказывающих влияние на все сферы жизнедеятельности человека, а также расширением и открытостью информационного пространства, где массовые коммуникации играют доминирующую роль. Ученые свидетельствуют о возникновении нового типа культуры — культуры информационной, тесно связанной с событийностью времени, «сжатием» времени и пространства, с активным развитием диалоговой культуры1. Все эти трансформационные процессы изменяют стили и модели поведения социума, оказывая существенное воздействие на формирование личности, прежде всего подрастающего поколения. В результате современная молодежь развивается в условиях мгновенных и кардинальных перемен как в сфере политических, социально-экономических устоев, так и в области мировоззренческих и духовных столпов человеческого бытия. Вполне обоснованные опасения вызывает размытость перспективы развития подрастающего поколения, особенно если рассматривать эту важнейшую часть общества как активную социальную силу, которая только набирает свой интеллектуальный потенциал, но в ближайшем будущем предстанет в роли транслятора и носителя культуры, культурных ценностей. Важное значение в этой связи приобретают вопросы специфики и закономер- ностей взаимодействия подростка с социокультурной средой, где динамика развития информационного пространства и превалирующие в нем социокультурные приоритеты, к сожалению, не всегда позитивные, воздействуют на сознание неокрепших юнцов, их реальный мир бытия, превращаясь со временем в устоявшуюся мировоззренческую норму. Начинает осознаваться актуальность анализа характера изменений духовных и социальных ценностей молодежи, воздействия информационной культуры на подрастающую личность. Очевидно, что на нынешнем этапе развития социума назрела насущная потребность в серьезной дискуссии о нарастающих тенденциях в духовной сфере с целью поиска регуляторов стабилизации, способных оказать позитивное воздействие на культуру личности ребенка в России. Довольно длительное время под культурой социума понималась некая строгая иерархическая система, где каждая структурная составляющая обладала собственным уровнем важности и значимости, определенным «сверху» раз и навсегда, единым для всех: существует некий фундаментальный комплекс понятий и текстов культуры (не всегда вербальный); существует главное и второстепенное, ранжируемое по степени важности и т. п. История это подтверждает. К примеру, в эпоху заката, а по существу разложения культуры европейского Средневековья, ориентированной на христианские ценности, и в связи с отходом от системы классического образования, основанного на текстах античности, в небытие стали уходить культурные ценности предыдущих эпох, менялось сознание социума, мировоззренческие представления о нормах жизни. Столкновение прошлого и нового, нарождающегося, всегда проявляется в противоборстве. Здесь напрашивается аналогия современной эпохи с недавним советским прошлым, когда с исчезновением официозной культуры и системы образования советского общества, замкнутого лишь на «псевдоклассических», «псевдофундаментальных» идеологических системных построениях, стали быстро меняться представления наших современников о культуре бытия, в том числе и у старшего поколения, жившего в советскую эпоху. Таким образом, историческое время предъявляет свои требования к развитию личности. Культура современного общества, как отмечает А. Моль в своей, ставшей классической, работе «Социодинамика культуры», уже на рубеже 1970-х годов вполне сравнима с бессистемным набором составляющих частей разных мозаик, в котором чрезвычайно затруднительно с достаточной долей объективности дифференцировать более значимое от менее значимого. В сопо ставлении с ценностями культуры прошлых периодов развития общества современная система культурных ценностей вариативна, легко подвижна, устои ее изменяются безвекторно и быстро. Основной же, базисной частью такой культуры выступают, как правило, СМИ, являющиеся составной частью расширяющегося информационного пространства2. В последние десятилетия в общемировом информационном пространстве наметились глобальные изменения, но, вместе с тем, следует отметить, что ситуация в России характеризуется собственной спецификой, выражающейся в скорости и сущности тех изменчивых процессов, которые оказывают отрицательное воздействие на развитие культуры (как личности, так и социума в целом). В.А. Сухомлинский полагал, неоднократно отмечая в своих сочинениях, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»3. При массовой доступности информационных развлечений, глобализации распространения аудиовизуальных продуктов средств массовой информации, включая совершенствование компьютерных и социальных сетей, появляется и усиливается общая тенденция, оказывающая интенсивное воздействие на формирование иных, принципиально новых моделей поведения и норм восприятия жизни. Особенно это касается подрастающего поколения. Реальность существования подростков, только познающих жизнь, отмечена противоречивостью и бессистемностью восприятия и накопления ценностей, зачастую антагонистичных друг другу. В итоге возникают негативные последствия при воздействии современных информационных технологий, которые являются каналами влияния на молодое поколение, утверждая свои эталоны массовой культуры и навязывая детям и подросткам навыки духовного консьюмеризма. В этом контексте весьма обширных проблем значимыми становятся анализ и диагностика специфики и векторной направленности тех процессов, которые изменяют ценностные и духовно-нравственные ориентации российской молодежи. Косвенное, виртуальное общение с миром создает и развивает у подростков псевдоценности, неспособность к самостоятельному принятию решений, что осложняет интеграцию молодого поколения в социум, приводит к искаженному пониманию законов морали, создавая препятствия формированию личности подростка. Современные СМИ нередко представляют, рекламируют и восхваляют так называемых «кумиров молодежи», которые в массе своей навязывают асоциальный образ жизни и ложную систему духовных ценностей. Наряду с этим растет количество адептов и ширится круг объединений нетрадиционной религиозной ориентации, тоталитарных сект, что способствует психологической и духовно-нравственной деформации личности молодого человека. Существует и обратный этому процесс, когда формирование культурных устоев национальной идентичности и самосознания российской молодежи протекает параллельно с навязыванием агрессивности по отношению к другим культурам, нациям, вплоть до экстремизма. В контексте моделирования культурной среды подрастающей личности Обозначим тенденции общего характера, наметившиеся в современном информационном пространстве. С точки зрения анализа проблемное поле социально-психологической культуры состоит из следующих компонентов: • нивелирование нравственных критериев в человеческих взаимоотношениях; • отсутствие способностей к сопереживанию и сочувствию (особенно это касается молодежи, подростков); • нарастание конфликтогенной ситуации между субкультурами разных социальных и возрастных страт населения (конфликт ценностей); • отсутствие воспитывающего и нормативно-регулирующего воздействия социума (поощрение асоциальных форм самовыражения и поведения); • увеличение и развитие опасных форм межэтнической напряженности, создающей национальные предрассудки и негативные этнические стереотипы; • отсутствие взаимопонимания и восприятия этнокультурных различий, которые приводят к возникновению и развитию межнациональных конфликтов, нагнетающих уровень конфликтности в социуме; • отсутствие уважения к культурным ценностям и святыням других народов. Современная ситуация, наряду с негативными тенденциями, возникшими в связи с утратой духовно-нравственных основ жизни, настоятельно требует усиления потребности в смысловых ориентирах и ценностных координатах. Для поддержания и укрепления данной тенденции необходимы, разумеется, программы по формированию социально-нравственных идеалов, создающие и стимулирующие деятельность высокодуховных форм социальной организации, способные развивать и укреплять социально-генетический потенциал (код) общественной морали, развивая у общества в целом и молодого поколения, в частности, чувство собственного достоинства. Данное понятие можно выделить в отдельную культурологическую дисциплину — «Культура Достоинства». Необходимость и актуальность инновационных преобразований системы развития культуры личности подростка в целом осознается отечественной научно-педагогической общественностью. Однако соотнесение этого понятия с новыми экономическими, организационными и социокультурными условиями потребует изменений целого комплекса основных принципов, форм организации, структуры и содержания образовательных программ, технологий образования, включая целевые ориентации, а также создания и реализации психолого-педагогического моделирования самого процесса развития культуры личности подростка, где точкой отсчета служит осознание динамики расширения современного информационного пространства. В свое время термин «информационное пространство» был позаимствован социально-гуманитарной областью знаний из физических наук, где под ним понималась возможность совмещения разного рода факторов и явлений. В философии, в данный термин вкладывается иное значение, к примеру, в рамках кибернетического подхода «информационное пространство» понимается как совокупность баз данных и корпораций, рынков новостей и источников информации. В философской методологии информационным пространством считается та среда распространения информации в обществе, которая находится под влиянием экономических, политических, технологических, культурных и других факторов. К позитивным аспектам понятия «информационное пространство» можно отнести и формирование структуры, а также форм хода истории, т. е. толкование состоявшихся явлений и фактов с точки зрения выявления зарождающихся тенденций. Подобное восприятие вполне может быть соотнесено с методологическими требованиями И. Лакатоса и Т. Куна, согласно которым научная теория, претендующая на определенную парадигмальность, может прогнозировать новые факты в истории, а не только объяснять уже существующие. Представляется, что не вполне обоснованно ставить знак равенства между информационным обществом и информаци онным пространством, а тем более отождествлять информационное пространство со средствами массовой информации. Вероятнее всего, такой подход продуцирует наличие самого понятия «информация», воспринимаемого как один из способов социальной коммуникации. Вместе с тем, вспоминая о том, что первые исследователи феномена современного этапа развития общества определяют его как самостоятельный период в истории цивилизации, где основополагающую роль играют информационно-коммуникационные технологии, интеллектуальная элита, знания, можно сделать вывод: информационное общество — это философская категория, означающая процесс глобальной информатизации социальных страт, что обеспечивается не только лишь средствами массовой информации, но и массовыми, а также персонализированными коммуникациями. Недаром в настоящее время в виртуальном пространстве столь динамично развиваются социальные сети, где любой авторизованный пользователь является одновременно и потребителем, и создателем информационных потоков. С точки зрения методологии вполне обосновано, однако, исследование процесса становления информационного общества в изменяющейся России, где при реформировании информационного пространства значимость приобретают социокультурные установки и социализация личности. Определяющим фактором дискуссий по проблеме позиционирования России в новой фазе развития цивилизации становятся новые тенденции в развитии отечественных СМИ, выразившиеся в децентрализации медийных структур и в переходе от моно- к полиидеологичности, включая стремительное развитие современных средств коммуникации, прежде всего интернета4. В современную эпоху национальное информационное пространство претерпевает качественные изменения, выражающиеся в следующем: • возрастающий объем коммуникативных процессов; • возникновение интегрированных коммуникативных систем; • появление на месте некоторых СМИ информационных комплексов, называемых медиасистемами. Приведенные выше факты позволяют охарактеризовать современное состояние СМИ как переходное, предстающее в экстенсивных и интенсивных формах развития, что значительно увеличивает его коммуникативные возможности. Система средств массовой информации, формируя образ реальности, позиционирует объективный мир как мир разнородности, неравновесия открытых систем и нелинейных отношений, мир индетерменизма. Благодаря этому выявляется амбивалентность роли СМИ как средства развития культуры на нынешнем цивилизационном этапе, в том числе и в отношении формирования культуры массового сознания и сознания индивида, а также — как сопутствующего способа выявления и развития творческой индивидуализации личности человека, становления его когнитивных способностей5. При применении принципов и идей синергетики — научного направления, исследующего процессы самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах, становится возможным изучение и анализ истоков и причин этого феномена6. В ряду социальных систем к ним принадлежит поведение человеческих групп и отдельного человека в данной среде, экономические и другие глобальные системы, в том числе информационные. При этом организация в синергетической системе возникает без систем управления, за счет частных моментов взаимодействия между составляющими элементами, которые определенным образом раскручивают внутренний механизм самоорганизации. И если приводить в качестве исследуемого объекта, например, журналистику, рассматривая ее сквозь призму модели синергетического мировоззрения, то ее можно определить как «информационную медиацию, способ, тип деятельности, связанный с поиском и передачей актуальной информации в ритмизированной, дискретной форме массовой вероятной анонимной аудитории»7. Таким образом, информационное пространство можно трактовать как некий синергетический феномен, который обладает только ему присущими свойствами, такими, как виртуализация, спонтанность, информационный хаотизм, изменчивость, суперуниверсализм, мультимедийно сть. Такой подход к анализу современного информационного пространства и его проблемного поля превращает этот феномен в мощный катализатор в процессе социализации личности каждого человека и подрастающего поколения в целом. ^
×

About the authors

Anton Vladimirovich Malyshev

Federal Foundation for Social and Economic Support of National Cinema

PhD in Economics, VGIK graduate, Managing Director

References

  1. Уразова С.Л. Телевидение как институциональная система отражения социокультурных потребностей. на соискание док-ра фил.наук. — М.: Академия медиаиндустрии, 2012. С. 5
  2. Моль А. Социодинамика культуры: пер. с фр. / А. Моль Изд. 3-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.
  3. Сухомлинский В.А. Биобиблиография / сост. А.И. Сухомлин-ская, О.В. Сухомлин-ская. — К.: Рад. шк., 1987. — 255 с.
  4. Тимербулатов З. Информационное пространство и социализация личности / З. Тимербулатов. — Электрон, текст, дан. — 2006. — Режим доступа: http://www.vatandash. ru/0705/172.htm
  5. Куржиямский М. Ю. Средства массовой информации в системе массовой культуры / М.Ю. Куржиямский // Автореф. канд. философ. наук, 2000.
  6. Социальная философия — М.: Академический проект, 2003.
  7. Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. — М., 2000. — С. 62.
  8. Моль А. Социодинамика культуры: пер. с фр. /А. Моль. Изд. 3-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.
  9. Сухомлинский В.А. Биобиблиография / сост. А.И. Сухомлинская, О.В. Сухомлинская. — К.: Рад. шк., 1987.— 255 с.
  10. Тимербулатов З. Информационное пространство и социализация личности / З. Тимербулатов. Электрон., текст, дан. — 2006//URL.: http://www.vatandash.ru/0705/172.htm.
  11. Куржиямский М.Ю. Средства массовой информации в системе массовой культуры / М.Ю. Куржиямский //Автореф. канд. философ. наук, 2000.
  12. Социальная философия — М.: Академический проект, 2003.
  13. Свитич Л.Г. Феномен журнализма /Л.Г. Свитич. — М., 2000. — С. 62.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Malyshev A.V.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies