Редакционная статья
- Авторы: Редакция ж.1
-
Учреждения:
- Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК)
- Выпуск: Том 11, № 1 (2019)
- Страницы: 153-157
- Раздел: SUMMARY | ПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРОВ
- URL: https://journals.eco-vector.com/2074-0832/article/view/18607
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK111153-157
- ID: 18607
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Краткое представление авторов и содержания статей номера
Полный текст
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
Кинематографические медиа в цифровой культуре
УДК 791.43.03
Аннотация: В статье рассматривается проблема встраивания кинематографических медиа на основе цифровой технологии в контекст киноведения. Отмечается, что цифровой кинематограф заставляет поновому взглянуть на историю кино и пересмотреть некоторые классические каноны, не отказываясь от них полностью. В качестве примера новых форматов приводится цифровая документалистика, которая стирает привычную грань между производством и просмотром благодаря интерактивности.
Ключевые слова: кинематограф, киноведение, документалистика, кинематографические медиа, цифровое кино, цифровая культура, цифровая технология.
Автор: Бакулев Геннадий Петрович, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского и иностранных языков Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова. E-mail: genbakulev@gmail.com
Звуковое пространство города как отражение «духа времени» и внутреннего мира киногероя
УДК 791.43/45
Аннотация: В статье актуализируется тема городского пространства в современном кинематографе — роль города как визуальной и звуковой среды в кинофильме и значение городских звуков в формировании внутреннего мира киноперсонажа. Анализируются фильмы, снятые в Тбилиси в разное время. Яркая колоритность этого города позволяет проследить вариативность эстетических подходов при использовании музыкального материала и средств звуковой выразительности, их влияние на формирование образа киноперсонажа в культурно-историческом контексте сюжета и времени создания фильма.
Ключевые слова: кинематограф, городское пространство, звуковой образ в кино, звукорежиссер, звуковое решение фильма, внутренний мир киноперсонажа, фильмы о Тбилиси, современный грузинский кинематограф.
Автор: Русинова Елена Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по международным связям и научной работе, ВГИК.
Между идеологией и литературой: споры о сценарии в СССР 1930-х годов
УДК 791.43
Аннотация: На материале малоизученной периодики и впервые вводимого в научный оборот архива творческого объединения «Всероскомдрам» исследованы исторические детали прекращения споров о «железном» и «эмоциональном» сценариях и появлении теории идеологического сценария. Если сценарий выражал идеологию фильма, то он являлся не только самостоятельным, но и более важным произведением, чем сам фильм. Ряд примеров раскрывает особенности литературоцентрического мышления.
Ключевые слова: сценарий, соцреализм, литературоцентризм, железный сценарий, эмоциональный сценарий.
Автор: Гончаренко Александр Александрович, аспирант ВГИК.
КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА
Современное российское кино в контексте мирового
УДК 778.5р(092)1
Аннотация: В статье (окончание, начало в № 4 (38), 2018) предпринята попытка вписать параметры отечественного кинематографа последней четверти века в историю мирового киноискусства, соотнести доминирующие принципы и художественные методики, приведшие к зачастую сходным моделям и способам их воплощения. Эта работа ставит перед собой цель не просто выявить и описать компаративистские модели, но определить закономерности их возникновения и проявления, обусловленные историческими причинами.
Ключевые слова: советский и мировой кинематограф, перестройка, эзопов язык, магический реализм, чернуха, жанровые структуры.
Автор: Рейзен Ольга Кирилловна, доктор искусствоведения, профессор кафедры киноведения, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК).
Предприниматель как герой российского кино первой половины 1990-х: проблема утверждения нового стереотипа
УДК 778.5р(09)«1990–2000»
Аннотация: На материале советского и российского кинематографа первой половины 1990-х годов рассматривается проблема утверждения в постперестроечной России нового социально-этического стереотипа — положительного нравственного облика предпринимателя, бизнесмена, владельца частной собственности. Отечественная кинопродукция этого времени анализируется в контексте формирования массовых представлений (стереотипов и фреймов) об одном из наиболее характерных социальных персонажей эпохи 1990-х. На примере фильмов обосновывается вывод: отечественный кинематограф 1990–1995-х годов не обеспечил зрителя достаточными художественными аргументами для этической реабилитации предпринимательства и не способствовал в должной мере утверждению в массовом сознании новых стереотипов и инструктивных представлений-фреймов.
Ключевые слова: российское кино 1990-х, морально-этическая проблематика, образ предпринимателя в российском кино, этический стереотип и фрейм в киноискусстве.
Автор: Караваев Дмитрий Львович, кандидат искусствоведения, директор Информационно-аналитического центра кинообразования и кинопросвещения, ВГИК.
ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ
Массовые сцены как способ манипуляции сознанием зрителя
УДК 778.5.01.067.2:15
Аннотация: В статье исследуются массовые сцены, способы и приемы создания на киноэкране образа массы, анализируются когнитивные элементы массовой психологии как во время съемки, так и в жизни, а также процессы коммуникации зрителя с фильмом, способность аудиовизуального произведения воздействовать на процесс формирования коллективной идентичности. Массовые сцены рассматриваются как эффективный способ управления и манипуляции сознанием зрителя.
Ключевые слова: психология масс, психология искусства, массовые сцены в кино.
Автор: Арышева Анастасия Сергеевна, соискатель ВГИК.
VR-технологии в докудраме
УДК 070:654.19+791.229.2
Аннотация: Активное внедрение VR-технологий в кинопроизводство проектирует создание VR-продукта, чья особенность состоит в воздействии на основные органы чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание) и моделировании цифровой реальности с максимальным в нее погружением. Наиболее репрезентабельно раскрывает преимущества VR-технологий докудрама, поскольку документальные кадры в сочетании с постановочными сценами выглядят особенно убедительно. Данный аспект рассматривается на примере фильма «Эрмитаж VR. Погружение в историю».
Ключевые слова: VR-технологии, виртуальная реальность, аудиовизуальный контент, докудрама.
Автор: Стежко Наталья Григорьевна, кандидат искусствоведения, доцент.
КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
Современное искусствознание как гуманитарная наука в ситуации культурологического поворота
УДК 7.01
Аннотация: В статье обсуждается актуальная проблема современной науки об искусстве, связанная со взаимоотношениями между историей и теорией искусства. До настоящего времени предмет теории искусства как субдисциплины искусствознания, в отличие от предмета истории искусства, не определен. В статье фиксируются процессы, происходящие во время лингвистического и культурологического поворотов в гуманитарных науках, в статье уточняется предмет теории искусства, обосновывается тезис об особой значимости этой субдисциплины в переходные эпохи.
Ключевые слова: наука об искусстве, гуманитарные науки, история искусства, теория искусства, методология искусствознания, лингвистический поворот, культурологический поворот.
Автор: Хренов Николай Андреевич, доктор философских наук, профессор, Сектор художественных проблем медиа Отдела медийных и массовых искусств, ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» Министерства культуры РФ.
МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ
Австралийский кинематограф: трансформация проблем молодежи в ходе времени
УДК 778.5И(Австралия)
Аннотация: Статья посвящена анализу ряда австралийских фильмов, где судьбы героев так или иначе связаны с леворадикальными выступлениями молодежи в мае 1968 года. Эти многомиллионные движения стали потрясением не только для Зеленого континента, но и для западных стран, а для многих участников обернулись горьким разочарованием и тяжелыми последствиями. И хотя от студенческих волнений тех лет мир отделяет полвека, эта тема не уходит из австралийского кинематографа. Анализ австралийских картин свидетельствует о том, что современные режиссеры продолжают исследовать процесс крушения юношеских надежд, идеалов повзрослевших героев.
Ключевые слова: молодежь, «красный май», протест, надежда, разочарование.
Автор: Звегинцева Ирина Анатольевна, доктор искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой киноведения ВГИК.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА
Визуальная картина мира в отражении современных медиа
УДК 778.5.01
Аннотация: На примере телевидения в статье (окончание, начало в № 4 (38), 2018) рассматриваются проблемы отражения «визуального человека», своеобразного «медиума и демиурга» картины мира в современных медиа, роль журналиста в кадре. Обосновываются приемы раскрытия множественности смыслов с помощью визуальности и телесности, способы воздействия на зрительское (чувственное) восприятие. Анализ этих вопросов позволяет по-новому проследить процесс поиска выразительности экранной культуры.
Ключевые слова: визуальная картина мира, информационная среда, визуальные коды, медийный образ, новые медиа, символы, симулякры.
Автор: Утилова Наталья Ивановна, доктор искусствоведения, профессор Высшей школы телевидения МГУ.
Аттракцион на телеэкране: правила коммуникационной игры
УДК 654.197
Аннотация: В статье анализируется игровая природа одного из важнейших инструментов ТВ-драматургии — экранного аттракциона. Телесмотрение представляет собой игру особого рода, сформулированную по правилам формата программы, которые повторяются в каждом ее выпуске. Аттракционная природа телезрелища рассматривается в содержательном и знаковом плане как один из способов функционирования аудиовизуального языка.
Ключевые слова: игра, аттракцион, экранное зрелище, драматургия, формат, телесмотрение.
Автор: Кемарская Ирина Николаевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии».
* Для обсуждения с авторами проблематики статей, опубликованных в номере, просьба присылать письма на электронный адрес редакции: editor@vestnik-vgik.com
© Перевод подготовлен Лабораторией зарубежного кино ВГИК.
Об авторах
журнала Редакция
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК)
Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnik-vgik@vgik.info
Россия, 129226 Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
Список литературы
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)