Редакционная статья

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Краткое представление авторов и содержания статей номера

Полный текст

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

Рождение кино в Российской империи и киноцензура

УДК 791.43.03

Аннотация: В статье исследуются две взаимосвязанные проблемы: природа возникновения киноцензуры в дореволюционный период и год зарождения кинематографа в России. Автор оценивает широко известную дату — 1907–1908 годы как неточную для изучения истории возникновения кино в России. Анализу подвергаются примеры введения первоначального контроля над кино в Российской империи, коснувшегося не только иностранных фильмов, но и кинооператорской техники, например, недопущение кинокамер в православный храм или конфискация кинокамеры с киноматериалами, снятыми операторами компании «Люмьер» на Ходынке в мае 1896 года.

Ключевые слова: кинематограф в Российской империи, раннее кино, цензура, кинопроекция, раннее фильмопроизводство, коронация последнего царя.

Автор: Друбек Наташа, доктор филологических наук, доцент, профессор Питер Cонди Институт сравнительной литературы, Свободный университет Берлина, главный редактор журнала ‘‘Apparatus’’: Фильм, Медиа и цифровая культура в Центральной Восточной Европе (Германия).

 

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

Штурм Зимнего дворца как мифотворчество в отечественной экранной культуре

УДК 778.5.01.067.2

Аннотация: Статья посвящена анализу киноинтерпретации штурма Зимнего дворца в Петрограде осенью 1917 года. В центре исследования — анализ процесса создания экранного образа известного исторического события различными режиссерами на разных этапах развития отечественного кинематографа. Особое внимание уделяется изучению объективных и субъективных факторов, повлиявших на формирование мифологической доминанты в конкретных общественно-политических условиях, характерных для определенных периодов истории советского кино. 

Ключевые слова: Великая Русская революция, кинематограф, исторические события, достоверность, фейк, мифология.

Автор: Ильченко Сергей Николаевич, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения, доцент кафедры телерадиожурналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, главный редактор газеты «Культурный Петербург», автор, ведущий, обозреватель радио «Петербург».

 

Современный герой в хронотопе военного времени

УДК 791.43.01

Аннотация: На примере разбора образа Штирлица показывается, что картина Т.Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» — один из ярких примеров телефильма о войне, где главный участник событий весны 1945 года герой не ретроспективный и исторический, а современный (времени выхода фильма). Этот постулат подтверждается анализом трех пластов интерпретации образа героя.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, разведчик, многосерийный художественный фильм, образ главного героя, Штирлиц. 

Авторы: Мурадов Алексей Борисович, продюсер, режиссер, сценарист, заведующий кафедрой киноискусства Московского государственного института культуры, доцент, автор, продюсер и режиссер более 20 документальных и художественных фильмов; Шергова Ксения Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры экранных искусств Академии медиаиндустрии, автор и режиссер более 50 документальных фильмов, лауреат международных фестивалей.

 

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

Кинореконструкция прошлого как метод осмысления реальности

УДК 778.5.04.072.094

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с методом кинореконструкции прошлого в художественном пространстве фильма. Создание кинопроизведений этого типа свидетельствует как о стремлении кинематографа к раскрытию связи времен и построении эффективной персонализированной аудиовизуальной коммуникации со зрителем, которой обладает экранное искусство, так и о беспрецедентной возможности кино адаптировать в коллективном сознании новые идеи и концепты.

Ключевые слова: реконструкция прошлого, социокультурная парадигма, кинематограф, киноязык, художественное время, коллективное бессознательное.

Автор: Марусенков Вячеслав Валентинович, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры киноведения, ВГИК.

 

Особенности создания и восприятия кинометафоры

УДК 791.43.01

Аннотация: Проблема создания кинометафоры и психологии восприятия данного тропа недостаточно исследована в отечественном искусствоведении, особенно на этапе перемен, происходящих в настоящее время в аудиовизуальной сфере. В статье рассматриваются особенности кинематографической метафоры, анализируется механизм создания диегетической и недиегетической метафоры, а также роль метонимии в создании экранной метафоры.

Ключевые слова: кино, метафора, метонимия, диегетическое пространство, восприятие фильма.

Автор: Познин Виталий Федорович, доктор искусствоведения, профессор кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики ВШЖиМК Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Критерии подхода к композиции документальных фильмов о природе

УДК 778.5

Аннотация: В статье анализируются вопросы построения композиции документальных фильмов, посвященных взаимодействию природы и общества. Композицию отличает монтажно-ритмическое выстраивание звукозрительных образов с выделением акцентных кадров. Организация аудиовизуального материала с троекратным повторением художественно-поэтических приемов придает цельность фильмам. Разработка и применение авторами специфического ритмического построения фильмов способствуют созданию произведений, обладающих внушающей силой.

Ключевые слова: документальное кино, съемка природы, ритмическое построение, дистанционный монтаж, звукозрительный образ.

Автор: Беркова Надежда Николаевна, доцент кафедры истории и теории Казахской национальной академии искусств им. Т.К.Жургенова, г.Алма-Ата (Казахстан).

 

Cлух и речеголосовая выразительность актера

УДК 792.01

Аннотация: В статье исследуется процесс слухового восприятия актера как важнейшей составляющей речеголосовой выразительности. Интонационная выразительность речи как в жизни, так и на сцене/экране, связана с эмоциональной восприимчивостью человека. Способность к восприятию внутренней жизни партнера по сценическому диалогу, выражению им экспрессии интонации речи определяются наличием эмоционального слуха, который развивается на уроках сценической речи.

Ключевые слова: речь, эмоциональный слух, сценический диалог, слуховое восприятие, невербальная коммуникация, эмоциональная интонация.

Автор: Автушенко Ирина Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры сценической речи ВГИК, член Союза театральных деятелей.

 

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Синтез искусств в контексте теории Василия Кандинского

УДК 37(09)

Аннотация: В статье анализируются процессы, связанные с синтезом искусств на рубеже XIX–XX веков на примере творчества русского художника В.В.Кандинского. Помимо живописи, он писал стихи, увлекался музыкой, театром. Ощущая тесную взаимосвязь между разными видами искусства, художник-авангардист осознавал важность интеграции художественных свойств, распознавание которых неизбежно приводит к воплощению новаторских творческих идей. В статье обосновываются как истоки появления идеи синтеза искусств, анализируются аспекты восприятия зрителем новейших форм, так и обозначается тенденция, ведущая к синергии, начинающей прорисовываться в области современных искусств.

Ключевые слова: синтез искусств, В.Кандинский, Р.Вагнер, А.Шенберг, звучание цвета, импровизация, абстракция, звуки природы.

Автор: Харитонова Наталия Степановна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИК.

 

МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ

Влияние протестной культуры США на фильмы о рок-музыке в 1960–1970-х годах

УДК 778.5

Аннотация: В статье анализируется ряд наиболее значимых документальных кино- и телефильмов США о рок-музыке 1960–1970-х годов. Исследуются эстетические модели, позволяющие определить, каким образом социально-протестные настроения воплощались в художественных образах этих фильмов, коррелировались с массовой культурой. Особое внимание уделено влиянию эстетики «прямого кино» на развитие фильмов о рок-музыке.

Ключевые слова: документальный фильм, кино, телевидение, прямое кино, рок-музыка, братья Мейзелс, Пеннебейкер.

Автор: Казючиц Максим Федорович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела современного экранного искусства НИИ киноискусства ВГИК.

 

КИНОБИЗНЕС | СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Развитие культуры: методологические основы государственного регулирования

УДК 338.46

Аннотация: В рамках цивилизационного подхода рассматриваются экономические аспекты государственного регулирования развития культуры. Исследуются методологические вопросы и особенности функционирования некоммерческих организаций культуры в России. Раскрывается понятие инноваций, возможности их применения для активизации экономической деятельности организаций культуры. Сформулированы рекомендации по развитию инструментария государственного регулирования для достижения сбалансированного функционирования организаций культуры.

Ключевые слова: методы и инструменты регулирования, государство, источники и виды финансовых ресурсов, инновации в сфере культуры, экономическая деятельность.

Автор: Молчанов Игорь Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры Политической экономии Экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК).

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Информационные запросы общества и экспрессивность аудиовизуальных медиа 

УДК 654.197

Аннотация: Современная реализация просветительских задач ТВ рассматривается в контексте культурных противоречий, стимулированных экранным опосредованием социальных коммуникаций. Однако девальвация внестудийных документальных форм отражения реальности сопровождается ростом вербальной экспрессии идей с экрана, перед которым человек волен менять модальности рецепции вместе с контентом и сам выступать как коммуникатор.

Ключевые слова: аудиовизуальные медиа, документальность, речевые коммуникации, экспрессивность, телевидение, общество.

Автор: Малькова Лилиана Юрьевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ.

 

НИИ КИНОИСКУССТВА ВГИК | МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Непрошедшее прошлое в объективе исследований

УДК 791.43.03

Аннотация: Материал представляет краткий обзор Международной конференции «“Немеркнущий образ Октября”: киноправда и кинопамять о революции», прошедшей во ВГИК осенью 2017 года. Ее организаторы — Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК и Школа культурологии НИУ «Высшая школа экономики». В конференции участвовали киноведы, архивисты, культурологи, историки из России, Германии, Франции, Великобритании, было заслушано 24 доклада специалистов из разных областей гуманитарного знания.

Автор: Пальшкова Мария Александровна, научный сотрудник сектора Кино стран Европы, ученый секретарь НИИ киноискусства ВГИК.

 

 

* Для обсуждения с авторами проблематики статей, опубликованных в номере, просьба присылать письма на электронный адрес редакции: editor@vestnik-vgik.com 

© Перевод подготовлен Лабораторией зарубежного кино ВГИК.

×

Об авторах

журнала Редакция

ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А.Герасимова" (ВГИК)

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnik-vgik@vgik.info
Россия, 129226 Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Редакция ж., 2017



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах