Редакционная статья

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Краткое представление авторов и содержания статей номера

Полный текст

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

CILECT как проект всемирной киношколы: истоки, специфика, развитие

УДК 778.5

Аннотация: Освоение цифровых технологий при создании аудиовизуальной продукции, наполненной привлекательными образами, ценностными смыслами, актуализирует вопросы межгосударственного сотрудничества в области профессионального обучения молодых кадров, которым предстоит работать в кино, ТВ, других экранных искусствах. Перед киношколами разных стран стоит немало проблем, разрешение которых требует консолидированного участия мастеров экранных искусств, чей опыт и знания признаны в мире. Проведение в Москве в связи со 100-летним юбилеем ВГИК Всемирного конгресса Международной ассоциации кино- и телевизионных школ CILECT это подтвердило. В статье анализируется вклад ВГИК в совершенствование методик и программ профессионального обучения в кинематографе, телевидении, экранных искусствах.

Ключевые слова: киношкола, национальный кинематограф, экранные искусства, СILECT, межнациональное сотрудничество, цифровое развитие, кинопроизводство, видеопроизводство, образование, специалисты новой формации.

Автор: Малышев Владимир Сергеевич, доктор искусствоведения, профессор, кандидат экономических наук, академик Российской академии образования, Президент Ассоциации учебных заведений искусства и культуры, Ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова.

 

Идеи С.М.Эйзенштейна в контексте современного киноискусства. Стереокино и стереозвук

УДК 791.43/45

Аннотация: Изучение наследия С.М.Эйзенштейна, внесшего неоспоримый вклад в развитие кинематографа, выявляет немало теоретических аспектов, актуальных для современного киноискусства. В статье, опубликованной в журнале № 3(41), 2019, анализировался термин «звукозрительный контрапункт», введенный режиссером в научный оборот, дискутируемый в современном искусствоведении в новом художественном контексте. В данной статье анализируются основные тезисы работы С.М.Эйзенштейна «О стереокино». Современные многоканальные звуковые технологии вплотную приблизились к практическому воплощению многих идей С.М.Эйзенштейна, в частности, о «втягивании зрителя в экранное пространство и его «слиянии» с художественным творением. При этом проблема соотношения технологической и художественной сторон кинопроизведения является предметом теоретического дискурса междисциплинарного знания.

Ключевые слова: С.М.Эйзенштейн, стереокино, стереофония, звуковые пространства в кино, звукозрительный образ в кинофильме.

Автор: Русинова Елена Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой звукорежиссуры, ВГИК.

 

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

Фильм «Идиот» П.Чардынина как феномен творческого переосмысления романа

УДК 778.5.04.072.094

Аннотация: В статье исследуются художественно-выразительные особенности первой в мире экранизации романа Ф.М.Достоевского «Идиот», созданной в 1910 году режиссером П.И.Чардыниным. Обосновывается степень воздействия на русское национальное самосознание в начале XX века одной из важнейших философских концепций романа — о разъединенности человеческой личности. Анализ образного ряда картины показывает: семантика этого экранного произведения, образы его героев опережают время и заслуживают пристального внимания искусствоведов.

Ключевые слова: Ф.М.Достоевский, роман «Идиот», первая экранизация, П.И.Чардынин, русское национальное самосознание.

Автор: Рябоконь Анастасия Васильевна, аспирант 3 года обучения, кафедра киноведения, ВГИК.

 

Интеллигенция: укрощение нигилизма. Сталинский период

УДК 778.5.04/с

Аннотация: Статья представляет собой фрагмент работы, посвященной вопросам образной репрезентации в отечественном кинематографе: кратко анализируется эволюция образа ученого в период сталинского кинематографа. На примере известных отечественных фильмов в статье исследуются основные идеологические концепты, лежащие в основании формирования образа отечественной интеллигенции.

Ключевые слова: сталинский кинематограф, интеллигенция, ученый, нигилизм, А.Роом, Г.Рошаль.

Автор: Виноградов Владимир Вячеславович, доктор искусствоведения, доцент кафедры киноведения ВГИК.

 

К проблеме дискурсивного анализа художественного текста

УДК 7.01

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы научного подхода к анализу художественного текста (фильма), его ключевым аспектам и обосновывается возможность и необходимость введения в практику метода дискурс-анализа. Основная задача состоит в уточнении термина «дискурс» с точки зрения его происхождения, содержания и сферы применения, а также возможности его использования в аналитической работе с фильмами.

Ключевые слова: язык/речь, текст, кинотекст, «высказывание», дискурс, коммуникативное событие, дискурсивная стратегия.

Автор: Клюева Людмила Борисовна, доктор искусствоведения, доцент кафедры киноведения ВГИК, автор ряда статей и монографий, посвященных проблемам теории кино и аналитической работе в области анализа фильма.

 

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

Тайна лексических совпадений в творчестве Ю.Тынянова и О.Мандельштама

УДК 778.5(01)

Аннотация: В статье речь идет о лексических совпадениях в творчестве Ю.Н.Тынянова и О.Э.Мандельштама, свидетельствующих об одном из процессов советской литературы 1920–1930-х годов, — так называемом метафорическом сопротивлении тотальному диктату власти, с одной стороны, но с другой — полное и безоговорочное подчинение диктату. Этот прием используется не только в литературе, кинематография не избежала общей участи, что подтверждается в ряде исследований.

Ключевые слова: новый человек, власть, идеология, отбор, метафора, литература, кино.

Автор: Мильдон Валерий Ильич, доктор филологических наук, профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры, ВГИК.

 

Экзистенциальный мир Киры Муратовой

УДК 791.43

Аннотация: Статья обращена к анализу творчества Киры Муратовой, режиссера и сценариста с особым складом психоаналитического мышления. На ее счету 20 фильмов, поставленных в советский период и после крушения СССР. Творческое наследие этого режиссера — шедевры «авторского кино» с особым, экзистенциальным миром, где раскрываются проблемы духовного бытия и внутренней жизни человека. Фильмы Киры Муратовой — не только художественный эксперимент интерпретации реальности, но и школа мастерства.

Ключевые слова: Кира Муратова, экзистенциальный мир, экранная культура, интерпретация реальности, духовное бытие человека

Автор: Кириллова Наталья Борисовна, доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой культурологии и социально-культурной деятельности Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина.

 

Модель обучения мультимедиа: адаптация образа в экранном произведении

УДК 791.5

Аннотация: В условиях цифровизации медиапространства вопросы использования мультимедийных средств в аудиовизуальных произведениях и в экранных искусствах актуализируются. На примере работ студентов ВГИК в статье обосновывается процесс освоения коммуникативного пространства нового типа, изменения художественной формы при внедрении в киносюжет мультимедийных средств.

Ключевые слова: научно-техническая революция, мультимедиа, медиасредства, художественная форма, аудиовизуальное произведение.

Автор: Яременко Елена Георгиевна, режиссер анимационного и документального кино; руководитель мастерской «Режиссура мультимедиа», декан факультета анимации и мультимедиа ВГИК.

 

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Современное искусствознание как гуманитарная наука в ситуации культурологического поворота

УДК 7.01

Аннотация: В статье (часть четвертая, предыдущие части в № 1(39), 2019; № 2(40), 2019; № 3(41), 2019) обсуждается актуальная проблема современной науки об искусстве, связанная со взаимоотношениями между историей и теорией искусства. До настоящего времени предмет теории искусства как субдисциплины искусствознания, в отличие от предмета истории искусства, не определен. В статье фиксируются процессы, происходившие во время лингвистического и культурологического поворотов в гуманитарных науках, уточняется предмет теории искусства, обосновывается тезис об особой значимости этой субдисциплины в переходные эпохи.

Ключевые слова: искусствознание, предмет теории культуры, гуманитарная парадигма, деперсонализация предмета искусствознания, культурная антропология, культурный детерминизм, массовая культура, цивилизация, миф, фольклор, язык.

Автор: Хренов Николай Андреевич, доктор философских наук, профессор, Сектор художественных проблем медиа Отдела медийных и массовых искусств, ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» Министерства культуры РФ.

 

МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ

Саморефлексия Агнес в фильме Ингмара Бергмана «Шепоты и крики»

УДК 778.5.04.072

Аннотация: Статья посвящена анализу фильма Ингмара Бергмана «Шепоты и крики» в ракурсе использования в нем саморефлексии персонажа как основного сюжетообразующего приема. Саморефлексия главной героини Агнес представлена во всем разнообразии видов, которые, перемежаясь друг с другом, создают полифоничность смыслов и образов. Также обосновываются драматургические приемы, позволяющие вовлечь зрителя в психологические переживания Агнес. Ее дневник репрезентуется как осознанная саморефлексия героини фильма, становясь экранным инструментом изучения ее психологии.

Ключевые слова: саморефлексия, драматургический прием, И.Бергман, самоосмысление, сюжет.

Автор: Соловьева Мария Викторовна, выпускница аспирантуры ВГИК в 2018 году по специальности искусствоведение (теория драматургии).

 

КИНОБИЗНЕС | СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Особенности сотрудничества российской анимационной индустрии с азиатскими партнерами

УДК 791.44

Аннотация: В статье рассматриваются формы международного сотрудничества в области анимации, выявляются различия при взаимодействии с азиатскими компаниями, определяется вектор смены приоритетов в сфере анимационной копродукции. Анализ опыта копродукции компаний-производителей российской анимации позволил выявить стратегии совместного производства, которое представляется перспективным в плане завоевания международного рынка, продвижения национальных идей и репрезентации анимации как «мягкой силы» межнационального взаимодействия.

Ключевые слова: российская анимационная индустрия, копродукция, прокат, международное сотрудничество, киностудии, кинокомпании

Автор: Кривуля Наталья Геннадьевна, доктор искусствоведения, доцент, заместитель декана по научной работе, Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В.Ломоносова.

 

 

Для обсуждения с авторами проблематики статей, опубликованных в номере, просьба присылать письма на электронный адрес редакции: editor@vestnik-vgik.com

×

Об авторах

журнала Редакция

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова" (ВГИК)

Автор, ответственный за переписку.
Email: editor@vestnik-vgik.com
Россия, 129226 Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Редакция ж., 2019



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах