Презентация авторов
- Авторы: Редакционная с.1
-
Учреждения:
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова» (ВГИК)
- Выпуск: Том 10, № 4 (2018)
- Страницы: 152-157
- Раздел: SUMMARY | ПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРОВ
- URL: https://journals.eco-vector.com/2074-0832/article/view/44003
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK44003
- ID: 44003
Цитировать
Полный текст
Полный текст
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
Влияние шедевров мирового кино на творческое мировоззрение режиссера
УДК 791.43/45
Аннотация: В статье актуализируется одна из наиболее сложных проблем в искусствоведческих исследованиях — воздействие художественного шедевра на эмоциональное восприятие творческой личности, роль этого явления в процессе профессионального становления художника. Рассматривается взаимосвязь силы эстетического переживания киношедевра с художественным стилем мастера кино, значимость этого события в творчестве кинорежиссера. Анализ проблемы основан на материалах личных бесед автора статьи с выдающимися режиссерами отечественного кинематографа.
Ключевые слова: биография режиссера, художественное творчество, кинорежиссура, отечественный кинематограф, Госфильмофонд, шедевры мирового киноискусства
Автор: Малышев Владимир Сергеевич, доктор искусствоведения, профессор, кандидат экономических наук, Заслуженный работник культуры РФ, академик Российской академии образования (РАО), ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК).
КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА
Современное российское кино в контексте мирового
УДК 778.5р(092)1
Аннотация: В статье предпринята попытка вписать параметры отечественного кинематографа последней четверти века в историю мирового киноискусства, соотнести доминирующие принципы и художественные методики, приводившие зачастую к сходным моделям и способам их воплощения. Работа ставит перед собой цель не просто выявить и описать компаративистские модели, но определить закономерности их возникновения и проявления, обусловленные историческими причинами.
Ключевые слова: советский и мировой кинематограф, перестройка, эзопов язык, магический реализм, чернуха, жанровые структуры
Автор: Рейзен Ольга Кирилловна, доктор искусствоведения, профессор кафедры киноведения, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК).
Образ провинции в российском кино 2000-х годов в фокусе гражданской идентичности
УДК 791.43/45
Аннотация: Новизна и актуальность статьи заключается в рассмотрении современных российских фильмов о провинции в ракурсе одной из главных задач государственной культурной политики — «укрепления гражданской идентичности». Анализируются фильмы 2000-х годов, которые не только затрагивают весьма острые вопросы различных видов идентификации российского общества, но и стимулируют процесс разрешения этих проблем.
Ключевые слова: российское кино о провинции, государственная культурная политика, национальная и гражданская идентичность, современный кинопроцесс, постсоветское социокультурное пространство.
Автор: Михеева Юлия Всеволодовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры звукорежиссуры Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК).
ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ
Невольное поведение персонажей Гоголя
УДК 8Р1«Гоголь Н.В.»
Аннотация: На примере произведений Н.В.Гоголя в статье приводится анализ литературных персонажей, выявляются сложности переноса художественного текста на экран, контекстуально уточняется несопоставимость эстетик книжного текста и кинематографа. Внимание акцентируется на психологических и поведенческих мотивах литературных героев, что особо значимо для творчества сценариста и режиссера, работающих с экранизацией литературных произведений.
Ключевые слова: экранизация, эстетика, проза, поэтика, реализм, психология
Автор: Мильдон Валерий Ильич, доктор филологических наук, профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК).
Трансформация архаического мифа и дискурс власти в фильме А.Сокурова «Молох»
УДК 778.5р(092)1(Сокуров А)
Аннотация: Статья посвящена анализу трансформации мифа в творчестве А.Сокурова на примере фильма «Молох». В работе исследуется горная мифология в немецкой культуре и связывается с неомифологией, создаваемой в фильме А.Сокурова. Анализируются три ипостаси киновоплощения образа Молоха: Адольф Гитлер, нацистская идея и энтропия.
Ключевые слова: кино, Сокуров, Молох, Вагнер, миф, энтропия.
Автор: Виноградов Владимир Вячеславович, доктор искусствоведения, доцент, доцент кафедры киноведения ВГИК.
Композиция как способ коммуникации при обучении изобразительному искусству
УДК 7.012
Аннотация: В условиях диверсификации художественных течений и школ студентам не всегда просто выбрать то или иное направление, что негативно отражается на учебном процессе, приводит к ослаблению контакта с преподавателем. В статье рассматривается проблема установления педагогического контакта с учениками, уточняется, что углубленное преподавание композиции как основы изобразительного искусства позволяет раскрыть будущим художникам тот фундамент, который должен быть освоен вне зависимости от избрания художественного направления в своем творчестве.
Ключевые слова: художественная школа, композиция, образ, целостность
Автор: Свешников Александр Вячеславович, доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры рисунка и живописи Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А.Герасимова (ВГИК).
Загадка как структурный элемент жанра «квест»
УДК 008
Аннотация: Одной из наиболее востребованных форм современной массовой культуры является жанр «квест», представленный в разных форматах — от видеоигр и кинематографа до городских экскурсий и специально оборудованных игровых пространств. В чем секрет популярности этого формата, корни которого обнаруживаются еще в архаике, мифах и ритуалах? В статье обосновывается взаимосвязь жанра «квест» с литературой, кинематографом, видеоиграми, реалити-шоу. Феномен загадки в контексте «реальной виртуальности» не исследовался ранее в культурологическом аспекте, современные художественно-игровые формы только начинают осмысливаться в условиях цифровизации.
Ключевые слова: миф, квест, загадка, массовая культура, виртуальность, компьютерные игры.
Автор: Янковский Александр Николаевич, доцент кафедры звукорежиссуры Института кино и телевидения (ГИТР).
КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
Культура XVIII века: возвращение к человеку
УДК 37.01
Аннотация: На материале философских трудов Дж.Вико, Ж.-Ж.Руссо, Г.Гердера, И.Канта в статье анализируются типологические особенности культуры XVIII века, выявляется коренная переориентация всего культурного процесса с космологической идеи на идею антропологическую, приводятся гуманистические основания культуры и определение ее личностной формы, раскрывается осмысление человеком себя в качестве не объекта, а субъекта познания и творчества.
Ключевые слова: культура XVIII века, личностная культура, гуманизм, антропологическая идея, Дж.Вико, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Гердер, И.Кант
Автор: Пондопуло Глеб Константинович, доктор философских наук, профессор ВГИК.
Особенности философии искусства, эстетики и искусствоведения как научных дисциплин
УДК 1.18
Аннотация: В статье определяется специфика эстетики, философии искусства и искусствоведения. Описываются и анализируются как различие, существующее между этими дисциплинами, так и сходство, которое определяется общим предметом исследования. Утверждается, что уровень научной объективности философии искусства и эстетики выше, чем в искусствоведении, поскольку последнее менее свободно от оценочных суждений об искусстве, и в этом смысле более субъективно.
Ключевые слова: искусство, искусствоведение, философия искусства, эстетика, типы объективности, оценочные суждения.
Автор: Никитина Ирина Петровна, доктор философских наук, доцент по специальности «Эстетика», профессор кафедры истории и философии, ВГИК.
МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ
Влияние произведений Ф.Ведекинда на немецкий кинематограф начала XX века
УДК 791.43/.45
Аннотация: Лулу, героиня литературных произведений Ф.Ведекинда, становится в немецком кинематографе 1920-х годов неврологической точкой эпохи, обозначившей смену морально-нравственных ориентиров в социуме, связанных с переоценкой гендерных ролей в обществе. За художественным образом Лулу скрывается возникшая в Европе на рубеже XIX–XX веков концепция «новой женщины», основанная на идее равноправия полов как базиса обновления общества и гармонизации мира. Через сравнительный анализ литературного первоисточника и фильма Г.В.Пабста «Ящик Пандоры» в статье исследуется экранная репрезентация этого образа.
Ключевые слова: история кино, Ведекинд, Лулу, «Ящик Пандоры», Пабст, немецкий кинематограф 1920-х годов, Ницше, Луиза Брукс
Автор: Смагина Светлана Александровна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры киноведения ВГИК.
КИНОБИЗНЕС | СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Воздействие креативного контента на модификацию структуры кинопоказа в России
УДК 778.58.003.45
Аннотация: С учетом особенностей российской структуры кинопоказа в статье обосновывается широкий спектр основных направлений креативного контента, предназначенного для демонстрации в кинотеатрах. Рассматриваются также концептуально-структурные и экономические преимущества этой модели дистрибьюции кинопродукции, имеющей важное значение для отечественного кинобизнеса.
Ключевые слова: кинопрокат, кинопоказ, кинотеатр, креативный контент
Автор: Безенкова Мария Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры киноведения ВГИК им. С.А.Герасимова.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА
Визуальная картина мира в отражении современных медиа
УДК 778.5.01
Аннотация: На примере телевидения в статье рассматриваются проблемы отражения визуальной картины мира в современных медиа, приемы раскрытия множественности смыслов с помощью визуальности и телесности, способы воздействия на зрительское (чувственное) восприятие. Приводится сравнение понятий «правда экрана» и «правда жизни» в кино- и видеоконтенте. Анализ этих вопросов позволяет по-новому проследить процесс поиска выразительности экранной культуры, включая внеэкранный медиаконтент и арт-проекты.
Ключевые слова: визуальная картина мира, информационная среда, визуальные коды, медийный образ, новые медиа, наглядно-образная форма, символы, симулякры, экранное пространство.
Автор: Утилова Наталья Ивановна, доктор искусствоведения, профессор Высшей школы телевидения МГУ.
Для обсуждения с авторами проблематики статей, опубликованных в номере, просьба присылать письма на электронный адрес редакции: vestnik-vgik@vgik.info
Об авторах
статья Редакционная
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова» (ВГИК)
Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnik-vgik@vgik.info
Россия, 129226 Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3