Презентация авторов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Краткое представление авторов и содержания статей номера

Полный текст

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

С.Эйзенштейн. Агрессия дискурса: теоретическое обоснование

УДК 7.01

Аннотация: В статье обосновывается тезис С.М.Эйзенштейна «агрессия дискурса» или «агрессия режиссерского метода», в рамках которого режиссер раскрывает основы, особенности, многочисленные противоречия и тонкости их разрешения при формировании теоретической основы этого феномена. Размышления выдающегося теоретика и непревзойденного практика в режиссуре позволяют снять негативную коннотацию с определения «агрессия дискурса», раскрыть методы и задачи, которые ставил великий режиссер в новом ракурсе.

Ключевые слова: Grundproblem, атом воздействия, «монтаж аттракционов», агрессия дискурса, «формула двуединости», экстаз, концептуальность — основа дискурса, «единство — лейтмотив»

Автор: Клюева Людмила Борисовна, доктор искусствоведения, доцент кафедры киноведения сценарно-киноведческого факультета ВГИК.

 

Киномагия: маска и миф

УДК 791.43.03

Аннотация: В статье, посвященной 125-летию кинематографа — лидера экранной культуры, анализируется процесс становления этого вида искусства как «феномена достоверности» и как своеобразного медиума, чья магия заключается в психологическом воздействии на потребителя, способности вовлечь зрителя в аудиовизуальное пространство. Кино мгновенно приобрело статус «самого массового из искусств» и сохраняет эту позицию в цифровое время. Киноискусство ретранслирует социальные идеи, нравственные нормы и ценности, опираясь на различные экранные средства, а его зрелищность — это синтез техники и творчества, маски «звезды» и мифа.

Ключевые слова: киноискусство, киномагия, «звезда», маска, миф, экранная культура

Автор: Кириллова Наталья Борисовна, доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии и социальнокультурной деятельности, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина.

 

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

Интеллигенция: укрощение нигилизма. От «оттепели» до «перестройки»

УДК 778.5.04/с

Аннотация: Данная статья является продолжением исследования, посвященного вопросам образной репрезентации российской интеллигенции в отечественном кинематографе, первая часть которого была опубликована в одном из номеров журнала (Интеллигенция: укрощение нигилизма. Сталинский период // Вестник ВГИК. 2019. Т. 11. № 4 (42). С. 43-54). На этот раз в статье анализируется эволюция образа ученого, начиная со второй половины 1950-х и оканчивая серединой 1980-х годов. На примерах известных фильмов исследуются основные идеологические концепты, лежащие в основании формирования образа отечественной интеллигенции.

Ключевые слова: советский кинематограф, «оттепель», интеллигенция, ученый, нигилизм, эмансипация.

Автор: Виноградов Владимир Вячеславович, доктор искусствоведения, доцент кафедры киноведения ВГИК.

 

Фильм «Сталкер» А.А.Тарковского как манифестация мировоззренческих установок Ф.М.Достоевского

УДК 778.5c/р«Сталкер»+8Р1«Достоевский»

Аннотация: В статье рассматриваются режиссерские интенции Андрея Тарковского, приведшие к модификации повести «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких в фильме «Сталкер», которые придали киноперсонажам новые оттенки психологии и мотивации, в том числе религиозные. Внимание уделяется сходству героев фильма с характерами литературных персонажей произведений Ф.М.Достоевского – Раскольникова из «Преступления и наказания» и князя Мышкина из «Идиота».

Ключевые слова: Андрей Тарковский, братья Стругацкие, Ф.М.Достоевский, фильм «Сталкер», образ «юродивого», вера, самоуничижение, кенозис.

Автор: Пак Ён Ын (Park Young Eun), Prof. Ph.D Asia-Pacific Research Center (APRC), Hanyang University (Корейский университет), Республика Корея.

 

Короткометражное кино: жанровое своеобразие дебютов

УДК 778.5.01.067.2

Аннотация: В статье рассматриваются тематика и жанровые особенности дебютных картин начинающих режиссеров, в том числе студентов и выпускников ВГИК. Обосновывается, что современные режиссеры короткого метра обращаются к проблемам взросления молодежи, коллизиям гендерных отношений, антропологии семьи и родительства, осмыслению исторических аспектов бытия, поиску национальной идентичности.

Ключевые слова: современная культура, клиповое сознание, короткометражный кинематограф, кинодебют.

Авторы: Жданкина Галина Ивановна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры философии, истории, теории искусств и культуры ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»; Шипулина Наталья Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

 

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

Приемы репрезентации автора в фильмах Александра Сокурова

УДК 778.5с/р(092)1«Сокуров А.»

Аннотация: Статья посвящена анализу приемов включения авторского «присутствия», применяемых Александром Сокуровым в своих игровых и неигровых картинах. Моделирование репрезентации автора как персонажа в фильме эксплицитно воздействует на зрителя и характеризует важную черту стилистики повествования режиссера.

Ключевые слова: А.Н.Сокуров, авторский кинематограф, репрезентация автора, элегия, Русский ковчег, Франкофония

Автор: Клименко Надежда Вячеславовна, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, кафедра киноведения ВГИК.

 

Трюкодемонстрация в игровых фильмах о Великой Отечественной войне

УДК 778.5.04.072:094+778.5.044с/р+778.5И (Китай)

Аннотация: В статье анализируются подходы к формированию трюков в игровых фильмах о Великой Отечественной войне, обосновывается режиссерское видение их репрезентации. На примере одного и того же трюкового эпизода, представленного в трех экранизациях «А зори здесь тихие…» (1972, 2005, 2015), снятых по одноименной повести Б.Л.Васильева, анализируются особенности репрезентации трюкового исполнительского мастерства. Изучение приемов трюкодемонстрации позволяет выявить интерпретационные различия кинообразов в этих фильмах, раскрыть трактовку выразительных особенностей постановочных решений.

Ключевые слова: кинематограф, кинотрюк, Великая Отечественная война, трюкодемонстрация, кинообраз.

Автор: Данилов Джан Иосифович, ведущий редактор научного журнала «Вестник ВГИК».

 

Документальная анимация: проблемы классификации гибридных форм постцифровой культуры

УДК 778.5

Аннотация: В статье рассматривается документальная анимация как феномен постцифровой культуры. На основе анализа теоретических работ, посвященных документальной анимации, выделяются три принципа ее классификации: как жанр или форма перформативного стиля документального кино; как жанровые направления современной анимации; как гибридная форма, предлагающая новую оптику репрезентации в условиях сверхчувственной визуальности.

Ключевые слова: документальная анимация, документальное кино, достоверность, реальность, гибридность, новая визуальность, постцифровая культура.

Автор: Кривуля Наталья Геннадьевна, доктор искусствоведения, доцент, руководитель научного отдела, Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В.Ломоносова.

 

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Эстетика как метатеория художественной критики?

УДК 7.01

Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ эстетики (философии искусства) и художественной критики. Описываются особенности и задачи обеих. Рассматриваются разные точки зрения на взаимоотношения этих сфер. Дается критический анализ идеи, что художественная критика должна осуществляться только на основе эстетических ценностей, не беря в расчет другие социальные обстоятельства создания и функционирования произведения искусства. Утверждается также, что критика не может находиться вне идеологии, что подтверждается всей историей ее развития.

Ключевые слова: эстетика, художественная критика, современное искусство, метатеория, идеология, художник, публика.

Автор: Никитина Ирина Петровна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории и философии ВГИК.

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Современные формы фиксации реальности в формате видеохостинга

УДК 004.9+778.5.01.067.2

Аннотация: В статье анализируется влияние платформы видеохостинга на процессы формирования общедоступных для широкой публики аудиовизуальных фрагментов из обыденной жизни персонажа. Пользователи социальных сетей проявляют неподдельный интерес к жизненным проблемам такого героя, которым, как правило, является автор видеоролика. На конкурсных площадках кинофестивалей отмечается появление номинаций для этого типа экранных произведений.

Ключевые слова: видеохостинг, документальное кино, медиафестиваль, видеоролик, социальная сеть, летопись, фиксация реальности.

Автор: Штандке Анастасия Александровна, аспирант кафедры киноведения 3 года обучения, ВГИК.

 

 

Для обсуждения с авторами проблематики статей, опубликованных в номере,

просьба присылать письма на электронный адрес редакции: vestnik-vgik@vgik.info

×

Об авторах

статья Редакционная

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова» (ВГИК)

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnik-vgik@vgik.info
Россия, 129226 Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Редакционная с., 2020



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах