Презентация авторов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Полный текст

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

О сущности и значимости работы над семантическими оппозициями в художественном тексте

УДК 778.05

Автор: Клюева Людмила Борисовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры киноведения сценарно-киноведческого факультета Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК).

Аннотация: Cтатья посвящена рассмотрению одного из значимых аспектов анализа художественного текста, который использовал и пропагандировал Ю.М.Лотман, — о включении в практику анализа таких понятий, как семантические оппозиции. Предпринимается попытка рассмотреть этот исследовательский ресурс и его возможности, поскольку ключом к пониманию этого метода служит эффективность привлечения оппозиций для ответа на многие вопросы, которые ставит перед исследователем тот или иной кинотекст, независимо от того, к какому типу, жанру или стилю он принадлежит. Иначе говоря, речь идет об универсальных единицах и механизмах анализа.

Ключевые слова: оппозиция, общее семантическое поле текста, интеллигибельность, иерархия пространств, иерархия границ, иерархия семантических оппозиций

 

Александр Довженко. Поэтическое пространство бессмертия

УДК 778.5.04/с

Аннотация: Статья посвящена теме смерти и возрождения в творчестве Александра Довженко. Основным материалом для изучения служат фильмы «Земля» и «Щорс». В работе анализируется как типология смерти, встречающаяся в фильмах режиссера, так и миф воскрешения, становящийся важным концептуальным основанием авторского мировоззрения. Взгляды режиссера рассматриваются в контексте киноведческой, философской и эстетической проблематики.

Ключевые слова: кинематограф, иммортализм, танатология, А.Довженко, «Земля», воскресение, смерть.

Автор: Виноградов Владимир Вячеславович, доктор искусствоведения, профессор кафедры киноведения ВГИК, заведующий Аналитическим отделом Информационно-аналитического центра по развитию кинообразования и кинопросвещения ВГИК.

 

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

Творчество Дзиги Вертова в оценке Казимира Малевича: динамическая абстракция в фильме «Человек с киноаппаратом»

УДК 791.43/.45

Аннотация: В 1920-е годы Казимир Малевич, известный российский и советский художник-авангардист, основоположник супрематизма, теоретик искусства, написал несколько статей о кинематографе, где особое внимание уделил творчеству Дзиги Вертова и его фильму «Человек с киноаппаратом». В статье анализируется ряд мотивов, нашедших отражение в замысле и композиции данной картины, характеризующих отмеченный Малевичем путь от неигрового кино к беспредметному кинетическому искусству и отображению движения объективной действительности.

Ключевые слова: Дзига Вертов, Казимир Малевич, эстетика кино, советский авангард, монтаж.

Автор: Горячок Кирилл Леонидович, научный сотрудник Сектора художественных проблем массмедиа Государственного института искусствознания (ГИИ).

 

Идея жертвенности как «код» нравственной философии Андрея Тарковского

УДК 008

Аннотация: Объект анализа — основы нравственной философии Андрея Тарковского, фильмы которого признаны шедеврами мировой экранной культуры. Предмет анализа — идея жертвенности как своеобразный «код» его духовного наследия. Эта проблематика анализируется в статье. Создавая свой особый художественный мир, Тарковский осмысливал такие важные философские категории, как «духовное бытие человека», «вера и безверие», «проблемы совести», «жизнь и смерть», «самопожертвование» и другие. Об этом свидетельствуют не только его экранные произведения, но и архивы, дневники, теоретические работы.

Ключевые слова: Андрей Тарковский, экранная культура, нравственная философия, идея жертвенности, образ-архетип.

Автор: Кириллова Наталья Борисовна, доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой культурологии и социально-культурной деятельности Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

 

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

Мифологема как средство художественной выразительности в современном отечественном кинематографе

УДК 778.5.04.072.094

Аннотация: На примере фильма «Коллектор» режиссера и сценариста Алексея Красовского в статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой реакции аудитории на современные кинопремьеры, вызывающие значительный интерес у всех без исключения слоев зрителей. Во многом широкий резонанс объясняется как массовостью аудитории, так и темой кинопроизведения, где затрагивается особо значимая для публики проблема, которая находит отражение уже на этапе выпуска релизов кинофильмов. Грамотное оперирование инструментальной базой киновыразительности дает возможность сделать зрителя соучастником происходящего на экране, создавая у него иллюзию сотворческого акта.

Ключевые слова: миф, мифологема, кинематограф, киноязык, художественное время, массовый просмотр.

Автор: Марусенков Вячеслав Валентинович, кандидат искусствоведения, доцент ВАК, декан сценарно-киноведческого факультета ВГИК, профессор кафедры киноведения.

 

Концепция звуковой выразительности в документальных фильмах В.А.Косаковского

УДК 778.505:78

Аннотация: Современные приемы звуковой выразительности в документальном фильме недостаточно изучены. На примере анализа звукового решения четырех документальных фильмов В.А.Косаковского «Беловы», «Тише!», «Акварель» и «Гунда» в статье выявляются новаторские приемы построения звукового ряда как особого авторского способа репрезентации отснятого материала.

Ключевые слова: звуковой лейтмотив, аудиовизуальный контрапункт, иммерсивный звук.

Автор: Конева Мария Николаевна, соискатель ученой степени кандидата наук 1 года обучения в аспирантуре ФГБОУ ВО Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК), доцент кафедры звукорежиссуры Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКиТ); звукорежиссер драматического «Театра на Литейном».

 

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Возможна ли философия кино, и какие аспекты могут стать ее предметом?

УДК 778.5.01

Авторы: Хренов Николай Андреевич, доктор философских наук, профессор, заведующий Сектором художественных проблем медиа, отдел медийных и массовых искусств ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» Министерства культуры РФ.

Хренов Андрей Николаевич, кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского сектора ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии».

Аннотация: Вторая часть статьи (начало — в № 2 (48), 2021 журнала) — продолжение обсуждаемого вопроса о кино как средства выражения нового понимания времени, которое с некоторых пор более не может быть измерено с помощью пространства, как это имело место в предшествующей истории философии и искусства. В связи с этим уточнены суждения А.Бергсона о кино. В статье также продолжено воссоздание истории философской рефлексии, в частности, в теории кино, как и в предпринимаемых попытках воспользоваться при исследовании кино представлениями, существующими в других науках, и в том числе в философии.

Ключевые слова: философия кино, теория кино, время, пространство, А.Бергсон, Ж.Делёз, С.Эйзенштейн.

 

МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ

Конфликт палача и жертвы в интерпретации поствоенного зарубежного кинематографа

УДК 791.43/.45

Аннотация: В статье исследуется проблематика конфликта палача и жертвы, репрезентируемая авторами фильмов в контексте событий Второй мировой войны. Трактовка взаимосвязи жертвы и палача дана в отражении социальных послевоенных рефлексий, что обусловливает драматургическую многогранность сюжетосложения, вскрывает парадоксальность, разрушительную стойкость явления, таящего опасность и для современного общества.

Ключевые слова: палач, жертва, преступление, наказание, тирания власти, диктаторские режимы, выбор героя.

Автор: Чиркина Мария Рудольфовна, член Гильдии сценаристов Союза кинематографистов РФ, преподаватель ВГИК им. С.А.Герасимова.

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Колебания медиарынка в эпоху коммуникационного изобилия

УДК 316.77: 001.12/.18

Аннотация: Ускоренное освоение инновационных технологий актуализирует вопрос оценки состояния медиарынка с учетом его текущих трансформаций. Однако выявление характера изменений в сфере медиа затруднительно без обращения к ретроспекции как точки отсчета преобразований. В статье обосновывается ряд трансформационных факторов, ставших поворотными этапами на фоне колебаний медиарынка, приведшими в итоге к фундаментальной его модификации.

Ключевые слова: цифровые трансформации, коммуникационное изобилие, медиарынок, медиаповорот, медиасистема, медиакоммуникации.

Автор: Уразова Светлана Леонидовна, доктор филологических наук, доцент, главный редактор научного журнала «Вестник ВГИК».

 

 

Для обсуждения с авторами проблематики статей, опубликованных в номере, просьба присылать письма на электронный адрес редакции: vestnik-vgik@vgik.info

 

×

Об авторах

статья Редакционная

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова» (ВГИК)

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnik-vgik@vgik.info
Россия, 129226 Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Редакционная с., 2022



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах