Том 13, № 2(48) (2021)
- Год: 2021
- Статей: 17
- URL: https://journals.eco-vector.com/2074-0832/issue/view/4040
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK132(48)
Весь выпуск
XPOHИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
С Первым сентября, ВГИК!
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
Парадоксы деконструкции в постмодернистской эстетике и художественном кинематографе
Аннотация
Данная статья есть попытка поразмыслить над некоторыми ключевыми тезисами Жака Деррида, и, прежде всего, касающихся термина «деконструкции», а также практическим воплощением этих тезисов в художественной практике таких выдающихся режиссеров, как М.Ханеке, А.Герман (старший), или Карлос Рейгадос. Статья задумана не как утверждение некой определенной позиции, а скорее, как ее поиск, словами Ролана Барта – статья как «ответствующий вопрос» – как попытка выразить свои собственные размышления по данной проблеме, а также, если это возможно, инициировать новые размышления в этом направлении.
Структура лабиринта: сложность сюжетного построения как проблема теории драматургии
Аннотация
Формирование драматургической основы кинопроизведения происходит с учетом возможности зрителя воспринять те или иные художественные формы, при этом кинодраматург ищет форму, наиболее полно выражающую содержание. Таким образом, автор сценария балансирует между привычным и неожиданным, простым (в иных случаях шаблонным) и сложным. Введение в структуру такой пространственной модели, как лабиринт, видимо, связано с рисками нарушения этого хрупкого равновесия. В статье ставится проблема соответствия сложно организованного пространства фильма его содержанию, художественному конфликту.
КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА
Историческая травма как источник гротескной образности в кинематографе
Аннотация
В статье исследуется совокупность элементов приема гротеска в кинематографе. Анализируется характер признаков трансгрессии и амбивалентности в ряде киносюжетов, возникающих при показе на экране таких исторических событий, как мировые войны, катастрофы, катаклизмы. Масштабные преобразования, вызванные активно развивающимся научно-техническим прогрессом, можно также рассматривать как историческую травму социума в связи с развитием этапа цифровой цивилизации.
Кинотрюк как пластическая метафора в киноэпопее «Освобождение»
Аннотация
На примере киноэпопеи «Освобождение» (1968–1971) рассматриваются виды и приемы трюкодемонстрации в советском кино, ставшей сюжетно-смысловой и пластической метафорой по степени выразительности, оказавшей влияние на повествование игровых фильмов о Великой Отечественной войне (1941–1945) в целом. Трюки, использованные в киноэпопее режиссером-постановщиком Ю.Н.Озеровым и кинооператором И.М.Слабневичем, реальных участников фронтовых сражений, придали аутентичность мизансценам, воспроизводящим на экране трагедию войны, способствовали формированию экранного образа Воина-освободителя.
ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ
Проблемы видения образа героя-современника в неигровом кино
Аннотация
На примерах отечественных неигровых лент в статье анализируются отличительные черты восприятия образа героя-современника авторами и зрительской аудиторией. Вследствие развития цифровых технологий проблема видения героя в экранном документе обретает новые формы: в контексте выявляются определенные противоречия между представлениями автора и чертами портрета создаваемого героя. Проблема взаимодействия автора, героя и зрителя в искусстве рассматривается в контексте обращения к опыту мастеров художественной практики в других видах искусств.
Интертекстуальность звукового пространства в спектаклях режиссера Д.Е.Волкострелова
Аннотация
В статье рассматриваются два спектакля режиссера Д.Волкострелова «В прошлом году в Мариенбаде» и «Приговоренный к смерти бежал», в основе которых лежат не драматургические, а экранные тексты (фильмы). Предметом исследования является звуковое пространство спектаклей, а главными задачами — исследование системных связей отдельных компонентов звукового ландшафта внутри спектаклей и сопоставление сценического звукового пространства с исходными текстами кинофильмов.
Композиционные задачи учебного рисунка
Аннотация
Преподавание рисунка на Художественном факультете ВГИК имеет свою специфику, обусловленную необходимостью подготовки студентов к будущей работе на киностудии, где они в контакте с режиссером и оператором будут создавать образное решение фильма. В статье рассматриваются наиболее важные задачи этого вида деятельности: набросок и зарисовка, единство контрастов, проблема движения и времени, организация плоскости и пространства. Также показано, что наряду с рациональным подходом (рассуждением) необходимо развивать интуицию, так как работа как бы сама диктует выбор того или иного способа решения учебной задачи.
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА
Библиотека ВГИК
КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
Возможна ли философия кино и какие аспекты могут стать ее предметом?
Аннотация
Статья анализирует разработку научного направления «философия кино», необходимого в силу активизации философских подтекстов авторского кино и его связей с философией жизни, — экзистенциализмом, постмодернизмом и другими течениями. Философского исследования требуют три конкретные проблемы: первая — кинематографический опыт, вторая — время в кинематографе, третья — вопрос о телесности в кино в результате вторжения технологий в коммуникацию кино с массовой аудиторией.
МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ
Визуальные коммуникации «Красного мая» во Франции ХХI века: лозунги, плакаты, кинематограф
Аннотация
В статье анализируется влияние визуальных коммуникаций, сформировавшихся во Франции в ходе майских событий 1968 года, на современную французскую культуру. Изучение этой проблемы позволяет составить научное представление об особенностях визуальной символики протеста, графического искусства и кинематографа, появившихся после забастовок «Красного мая».
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА
Библиотека ВГИК
ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА
Современный телесериал: нарративные и жанровые метаморфозы
Аннотация
Статья посвящена анализу принципов формирования и развития нарративных моделей в современной индустрии телесериала как специфической фазы в глобальной эскалации социокультурной рефлексии, характеризующейся особым способом воздействия на массовую зрительскую аудиторию. Сериальный процесс выступает в качестве мощного культуромоделирующего инструментария, позволяющего каталогизировать в повествовательных формах массивные информационные пласты, пребывающие в процессе экспоненциальных трансформаций культурно-исторического опыта. Обосновывается гипотеза об эксплицитно-имплицитном принципе организации жанрового сериального диегезиса, позволяющего формировать особого рода зрительские акциденции.