Том 24, № 3 (2022)

Обложка

Весь выпуск

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

Новая образовательная реальность

Грязнов С.А.

Аннотация

Виртуальная, дополненная, смешанная и расширенная реальность являются примером иммерсивных технологий. За последние несколько лет «иммерсивность» в сфере образования была признана мощным и эффективным инструментом поддержки обучения – виртуальная реальность перешла от сферы игр к профессиональным обучающим приложениям. Сегодня она играет важную роль в учебном процессе, обеспечивая полезный и увлекательный способ получения информации. Данная работа посвящена обзору тенденций, возможностей и проблем, связанных с виртуальной реальностью в образовании. Освещены новые обучающие перспективы новейших приложений на примере нескольких учебных областей. Кроме того, автором представлены методы создания сценариев и предложены подходы к тестированию и проверке знаний обучающихся. Сделаны выводы о будущем направлении виртуальной реальности и ее потенциале для улучшения процесса обучения. Используя гарнитуру виртуальной реальности со специальным программным обеспечением, обучающиеся должны следовать определенным правилам, не выходя за рамки алгоритма. Также некоторые преподаватели могут чрезмерно полагаться на технологические разработки, что приводит к отсутствию взаимодействия между учителем и учеником. В образовательной среде существует возможность заменить все традиционные решения современными цифровыми, однако следует помнить, что эффективным будет только баланс между современными решениями и человеческим взаимодействием учителя и ученика - наставничеством.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):3-9
pages 3-9 views

Влияние здорового образа жизни на физическую подготовку сотрудников уголовно-исполнительной системы

Казначеев В.А.

Аннотация

Актуальность темы представленного исследования заключается в том, что проблема здорового образа жизни в современном мире достаточно популярна. Уголовно-исполнительная система в ракурсе данной проблемы не является исключением, поскольку для достижения наиболее эффективных результатов служебной деятельности сотрудников немаловажную роль играет образ жизни, который они ведут. Проведенные опросы показали, что подавляющее большинство сотрудников вышеуказанной системы не придерживаются правильного питания, не занимаются физической подготовкой, что особенно важно с определенного возраста, а также 80% из них являются курящими. Автор делает вывод о том, что на физическую подготовку сотрудников УИС напрямую влияют такие факторы, как питание, курение и поддержание физической формы на высоком уровне. Необходима система мер, включающая в себя такие правила по сбалансированному питанию, укреплению физического состояние путем регулярных физических нагрузок, причем они должны состоять как из общеразвивающих тренировок, задействующих наибольшее количество мышц, так и из отдельных видов тренировок, направленных на повышение уровня самообороны, например, изучение и усовершенствование боевых приемов борьбы; отказ от вредных привычек, таких как курение и чрезмерное употребление алкогольных напитков. Если комплекс мероприятий с приглашенными для работы по ЗОЖ специалистами в каждое конкретное учреждение будет работать как часы, то уровень физической подготовки сотрудников будет оставаться на высоком уровне, что крайне важно при работе с осужденными.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):10-13
pages 10-13 views

О современном преподавании математики в техническом вузе

Кузнецов В.П., Рябинова Е.Н.

Аннотация

Предмет статьи: формирование у будущих технических специалистов фундаментальных математических знаний. Объект статьи: система управления математической результативностью, направленной на доказательность и фундаментальность знаний. Цель работы: обоснование имманентности интеллектуального развития и фундаментальности образования будущих технических специалистов, их значимости в образовательном процессе. Методология работы: поиск совокупности теоретико-методологических подходов, на основе которых определяются принципы преемственности, доказательности и фундаментальности будущими специалистами технических направлений подготовки. Результаты работы свидетельствуют о повышении уровня развития интеллектуального сознания у будущих технических специалистов. Областью применения результатов является практическая педагогическая деятельность, формирующая практическое и прикладное значение математики. Целесообразным является формирование системного, последовательного и критического мышления с помощью персонифицированной педагогической технологии, обладающей рефлексивной образовательной функцией. Важным аспектом математической подготовки являются принципы междисциплинарности и непрерывности. Вывод: формирование системного, последовательного, критического мышления будущих технических специалистов способствует генерации образовательного результата в процессе подготовки высококвалифицированных инженеров.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):14-18
pages 14-18 views

Проблемы самоорганизации самостоятельной работы студентов технического университета в условиях цифровизации образовательной среды

Михелькевич В.Н., Чеканушкина Е.Н., Кардашевский А.И.

Аннотация

Предмет статьи: готовность выполнять обучающимися санитарно-гигиенические нормы и правила, направленные на сохранение здоровья, работоспособности при длительной непрерывной учебной деятельности. Объект статьи: самоорганизуемая/самоуправляемая самостоятельная работа студентов технического университета в условиях образовательной среды. Цель работы: выявление отношения студентов к обязательному и осознанному соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил в процессе выполнения напряженной длительной самоорганизуемой самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Методология работы: анализ основополагающих теоретико-методологических положений современной педагогической науки в области управления и самоорганизации самостоятельной работы студентов, направленный на разработку междисциплинарных валиологических модулей, с целью освоения студентами технических направлений подготовки санитарно-гигиенических норм и правил, соблюдения их при выполнении длительной непрерывной учебно-познавательной деятельности. Результаты работы свидетельствуют о необходимости формирования у студентов инженерного профиля готовности к осознанному и полному соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил при осуществлении учебно-познавательной самоорганизуемой самостоятельной деятельности уже с первого курса. Областью применения результатов является практическая педагогическая деятельность, направленная на формирование готовности к соблюдению студентами технического вуза санитарно-гигиенических норм и правил в процессе непрерывной длительной учебно-познавательной самоорганизуемой самостоятельной деятельности. Целесообразным является разработка валеологических модулей базовых дисциплин по техническим направлениям подготовки на принципах междисциплинарности, здоровьесбережения, рефлексивности, регламентации и обратной связи, эффективной организации умственного труда. Вывод: формирование готовности будущих технических специалистов в соблюдении санитарно-эпидемиологических норм и правил в процессе непрерывного длительного умственного труда способствуют повышению уровеня валеологической культуры, сохранению здоровья, продуктивной работоспособности, профилактике развития различных заболеваний.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):19-25
pages 19-25 views

Развитие общей выносливости в целях совершенствования навыков стрельбы из пистолета

Седов Д.А.

Аннотация

В настоящее время вопросы физической подготовки населения активно обсуждаются на высоком уровне. Дело в том, что физическая подготовка благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии людей, особенно если их деятельность постоянно сопряжена со стрессом, негативным внешним воздействием. Сотрудники и курсанты правоохранительных органов в процессе своей повседневной деятельности сталкиваются не только с физической нагрузкой, но и со стрессом. Важным направлением подготовки этой социальной группы является огневая подготовка, в том числе стрельба из пистолета, совершенствование навыков в которой будет рассмотрено в настоящей статье. Так, при выполнении статистических упражнений с огнестрельным оружием статичное положение туловища утомляет организм, перегружает отдельные мышцы тела, ухудшает работу суставов, вырабатывает сутулость, что влечет за собой проблемы с позвоночником, особенно с шейным отделом. Длительное выполнение стрелковых упражнений способствует и напряжению в грудной клетке, что влечет за собой сбитое дыхание, уменьшение объема легких. Из вышесказанного следует, что для эффективной огневой подготовки курсанты и сотрудники правоохранительных органов должны быть готовы к высоким физическим нагрузкам. Иными словами, они должны тренировать свою выносливость. В целях развития общей выносливости разработаны специальные методики, которые будут рассмотрены в настоящей статье. Автором были проанализированы вопросы развития общей выносливости в целях совершенствования навыков стрельбы из пистолета. Сделан акцент на влиянии физической подготовки и выносливости на навыки стрельбы из пистолета.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):26-30
pages 26-30 views

Организация индивидуальных траекторий обучения будущих технических специалистов в образовательном пространстве ВУЗа

Чеканушкина Е.Н., Рябинова Е.Н.

Аннотация

Предмет статьи: формирование индивидуальных траекторий обучения при подготовке технических специалистов. Объект статьи: система управления индивидуализацией личностного развития с максимальным использованием различных ресурсов. Цель работы: обоснование значимости и построения индивидуальных образовательных траекторий в профессиональной подготовке будущих специалистов. Методология работы: поиск совокупности теоретико-методологических подходов, на основе которых обосновывается значимость и способ построения индивидуальных образовательных траекторий будущими специалистами технических направлений подготовки. Результаты работы свидетельствуют о повышении уровня осознанности и ответственного выбора целевой ориентации своего профессионально-образовательного потенциала в соответствии с признанными ценностями. Областью применения результатов является практическая педагогическая деятельность, формирующая опыт проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающимися. Вывод: организация работы со студентами по проектированию образовательного маршрута сообразно их научно-исследовательским интересам позволяет повысить осознанность целеполагания в избранном направлении, личную ответственность за результат и способность мотивировать себя на самопроектирование собственной учебной, научной и организационной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория обучающихся - персональный образовательный путь, гарантирующий реализацию их личностного потенциала и достижение образовательных результатов, соответствующих определённым квалификационным требованиям на рынке труда.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):31-39
pages 31-39 views

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Взаимодействие света и тени как проекции в процессе создания теневого спектакля, фотографии и фильма

Вученович А.

Аннотация

На протяжении многих веков название одного из видов театра, существующего в разных формы, зафиксировано под названием «теневой театр». Под таким названием мы подразумеваем множество различающихся между собой принципов взаимодействия света и объекта, создающих тени. Так как проекция подразумевает использование света для достижения «световых картин», так же как и использование света в качестве инструмента для создания теней, то справедливо такой театр назвать «театр света и теней». Если используем название «театр кукол», так как кукла является главным исполнителем в спектакле, то в данном случае в «театре света и теней» равноправно участвуют и свет, и тени в своих исполнительских ролях. Свет без тени не был бы светом и наоборот - тень без света не была бы тенью. Способы их применения развивались с течением времени. Технический прогресс также открыл большие возможности для игры света и тени. Но принцип и суть функции взаимоотношения света и тени не менялись. Свет так же, как и тень, играл на экране определенную роль в рамках представляемого сюжета в спектакле. К сожалению, в театроведении до сих пор нет профессиональной театральной терминологии, позволяющей общаться легко и понятно всем участникам в создании такого спектакля. Правильная, профессиональная терминология для работе в технике теневого театра, на данный момент отсутствует. Установление такой терминологической системы помогло бы прежде всего легче определить и разграничить используемых разновидностей теней и света, а также поднять этот вид театра на более высокий профессиональную уровень.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):40-51
pages 40-51 views

Апофатика боли в поэме С.А. Есенина «Черный человек» (лиминальные состояния в русской культуре)

Дударева М.А.

Аннотация

Объектом статьи выступает апофатика как феномен художественной культуры. Предметом является апофатика феномена боли, который в русской философской мысли воспринимается с метафизических позиций. Материалом для статьи служит поэма С.А. Есенина «Черный человек» и ранние стихотворения поэта. Герменевтической реконструкции поддаются этосы жизни и смерти в данных произведениях. Большое внимание уделяется русской фольклорной традиции в творчестве поэта, которая выразилась как эксплицитно, так и имплицитно. В русском фольклоре - в быличках, в волшебной сказке - находим лиминальные, то есть пограничные состояния, в которых пребывает герой. Эти состояния связаны с временной смертью, прохождением инициационного пути. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу, направленному на высвечивание фольклорной парадигмы в поэтике С.А. Есенина. Уделяется особое внимание онейрическому пространству в его художественной системе, а также феномену цвета «черный», который является амбивалентным в мировой культуре. Результаты исследования заключаются в выявлении культурного потенциала поэмы «Черный человек» для дальнейшего изучения апофатической стороны феномена боли, апофатики как феномена русской культуры, сопряженного с феноменом боли и смерти. Результаты работы также могут быть использованы в преподавании курсов по русской литературе, культурологии, философии.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):52-60
pages 52-60 views

Поиск теоретических основ проектирования детских медиатек

Кузнецова А.А., Жданова И.В., Ненашева А.А.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос перспективного развития нового типа зданий – детских медиатек, являющихся структурной единицей типологической группы общественных зданий. Этот тип зданий возник на основе глобализированных потребностей досуговой деятельности детей различной возрастной группы. На фоне пост стагнационного развития библиотечной сети, через реализацию различных государственных программ происходит реализация принципов преемственности классической библиотечной функции и включение в досуговую деятельность вариантов медиатехнологий. На стыке слияния этих двух направлений наблюдается возникновение детских медиатек, чье развитие активно ведется в зарубежных странах и начинает зарождаться на территории Российской Федерации. Приведенное ниже исследование посвящено поиску теоретических основ архитектурного проектирования данного типа зданий. Без построения теоретического вектора развития функционально-адаптивного сценария, архитектурная типология детских медиатек не будет иметь основательной проработки в функциональном, объемно-пространственном и технологическом развитии. Статья разбита на три блока: аналитическое сравнение наиболее характерных примеров современного проектирования медиатек, ретроспективный анализ нормативных документов, регламентирующих строительство, который позволили систематизировать развитие библиотек по типам зданий, далее предложена теоретическая модель медиатек, основанная на передовых архитектурно-педагогических технологиях.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):61-70
pages 61-70 views

Экспрессионистская стратегия в творчестве Э. Канетти

Радаева Э.А.

Аннотация

В данной работе автор ставит себе целью, во первых, доказать, что из всех модернистских школ австрийский писатель, нобелевский лауреат Элиас Канетти более всего тяготел к экспрессионизму, во-вторых, выявить траекторию развития экспрессионистского мировидения и метода в канеттиевских произведениях разных лет. В ходе исследования автор приходит к следующим выводам: в экспрессионистской стратегии творчества нобелевского лауреата ХХ в. происходило движение по нарастающей. Повороту к реалистическому методу освоения действительности априори не было места (не происходит этого и у соплеменника Э. Канетти – Лео Перуца, который в финале своего творческого пути погрузился в мистицизм). Э. Канетти же шел по пути абстрагирования. Всем произведениям в той или иной мере свойственна схематизация образов, карнавалистичность, циклический хронотоп («хронотоп петли»), апокалиптичность мировидения и миромоделирования. В пьесах Э. Канетти можем обнаружить черты «драмы возвещения» и драмы преображения». Объектом исследования послужили три пьесы: «Свадьба» (1932), «Комедия тщеславия» (1934), «Ограниченные сроком» (1964), роман «Ослепление» (1935), книга «Масса и власть» (1962). Отчасти объяснение природы канеттиевского мироощущения находим в мемуарах «С факелом в ухе. История жизни 1921—1931» (1980).

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):71-83
pages 71-83 views

К вопросу об эволюции искусства в XX-XXI вв.: культурологический анализ

Симонова С.А., Аталян Г.Б.

Аннотация

На протяжении последнего столетия искусство, его роль, способы создания, трансляции и восприятия претерпели значительные изменения. В целом можно говорить об эстетизации культуры, что не могло не отразиться на искусстве. Отход от «классического искусства» начался уже в эпоху модернизма. «Цифровой поворот» способствовал новому бытию искусства в культуре. Виртуальная среда предоставила новые, невиданные ранее возможности как в техническом, так и в духовном аспектах. Художественные произведения стали более доступны широким массам, появилась возможность вмешательства пользователя в процесс творчества, использования в процессе творчества искусственного интеллекта. Появился феномен киберискусства, требующий глубокого культурологического анализа. Применение цифровых технологий в создании художественных произведений актуализирует вопрос о границах возможностей искусственного интеллекта в творческом процессе, а также этического и эстетического наполнения произведений, созданных нейронной сетью при помощи алгоритмов и иных цифровых технологий. В этой связи важно понятие мозаичной культуры, состоящей из разрозненных элементов, не обладающей системностью и целостностью восприятия и познания. Мозаичная культура отсылает нас к понятию «ризомы», а также отражает потребительский аспект массовой культуры. Таким образом, возникает опасность замены уникального массовым, а также трансформации и даже утраты первоначальных онтологических и ценностных смыслов художественного произведения.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):84-92
pages 84-92 views

Реалистическое и условное пространство живописи в контексте художественного образа

Столярова Е.Г., Березин А.Е., Жерноклёва О.А.

Аннотация

Целью статьи является анализ, выявление общего и частного в организации композиционного пространства живописи для наиболее точного отображения художественного образа в изобразительном искусстве. Дан анализ основных видов пространства в композиции; предложено принципиальное деление на реалистическое и условное пространство в решении художественного образа изобразительного искусства; определено понятие художественного образа и выявлены основные средства передачи его выразительности в композиции. В статье рассматриваются основные понятия, приемы и принципы организации пространства на картинной плоскости в изобразительном искусстве. Определено, что композиционные особенности организации трехмерного пространства обусловлены использованием линейной, обратной, перцептивной, сферической и световоздушной перспективами построении, как её отдельных элементов, так и всей структуры композиции художественного произведения. Проанализирована роль пространства в создании художественного образа в рамках реалистической и условной живописи. Авторы статьи пришли к выводу, что принципы и приемы работы над композицией реалистической и условной имеют общее и частное. К общим приёмам создания композиционного пространства относятся основные законы композиции, такие как организация центра, равновесия, ритма, движения, статики, нюанса и тождества, а также стето-воздушная перспектива. Различается использование законов различных видов перспективы (для реалистического решения художественного образа и пространства композиции используется линейная, перцептивная перспективы; для условного решения композиции применяют обратную, сферическую перспективы и аксонометрические способы построения формы в пространстве). Различаются и способы работы с цветом и формой.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):93-99
pages 93-99 views

Традиционный китайский праздник Цинмин: единство человека и природы

Чжао Ф.

Аннотация

Сегодня сотрудничество между Россией и Китаем находится в одной из высших точек развития, инициативы двух стран в области изучения культуры дают импульс развитию их научно-исследовательских отношений. В связи с этим в отечественной науке возникла необходимость более глубокого изучения культурных традиций китайского народа. Праздничные традиции содержат насыщенную национальную окраску, богатое культурное содержание, выражают национальные эмоции и гуманистические ценности, отражают менталитет и культуру китайского народа. Праздничная культура китайцев выявляет неразрывную связь с традиционным календарным последовательным течением жизни, в связи с этим более отчетливо проявляется ее самобытность и неповторимость. Праздник Цинмин в Китае считается одним из главных весенних праздников, он не только воплощает цикличность природной жизни и жизни человека, но и отражает принцип согласования человеческой деятельности с природными явлениями. Основополагающая идея китайской цивилизации - идея неразрывного единства человека и природы – особенно полно и убедительно проявляется в истории и традиции Цинмин. Вместе с тем явственно ощущается связь прошлого и настоящего, их текучесть и взаимозаменяемость. Праздник Цинмин - полиаспектное явление, в котором оказались синтезированы концепция "единства человека и природы" и идеологии различных исторических эпох. Проводя исторический анализ, автор подчеркивает слияние прошлого и настоящего, отмечает парадоксальность соединения в одном празднике, казалось бы, несопоставимых вещей: поминовение усопших и радость новой жизни. Именно в понимании глубинной сути праздника и кроется гармония настоящего момента бытия. Почитание своих предков, бережное отношение к своим корням, укрепление и соединение силы внутри семьи и рода — все это отличает истинное единение народа.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):100-106
pages 100-106 views

Стихотворение Г. Иванова «Не о любви прошу, не о весне пою…» в контексте исторической поэтики: опыт интерпретации

Абрамовских Е.В., Пасашкова С.М., Смоленская М.А.

Аннотация

Статья создана в рамках участия студентов филологического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета во II региональном методологическом теоретическом семинаре «Theoretical studies»: «Историческая поэтика», который проходил в ноябре 2020 года [1]. Интерпретация стихотворения Георгия Иванова даётся с позиций работ по исторической поэтике и мифопоэтике А.Н. Веселовского, О.М. Фрейденберг, Е.М. Мелетинского, С.Н. Бройтмана, Ю.М. Лотмана. Авторам представляется, что мышление лирического героя стихотворения Георгия Иванова отличает неосинкретизм, реализующийся в мотивах смерти и возрождения, связанных с природным циклом. О «неосинкретизме» говорит понимание слитности свадебного и похоронного обрядов, антиномия мира реального и мира потустороннего, между которыми устанавливается тесная связь. В расположении художественных образов показана кумуляция, ведущая к тому, что все ощущения, полученные через различные каналы восприятия, собираются в одно общее чувство-знание. Отсюда возникает стремление во всем найти общее, сущностное сходство, вытекающее из переживания единства (синкретизма) всего окружающего мира и всех его проявлений, влияющих на человека, который должен являться его неотделимой частью. В статье доказывается, что такое единство проявляется и в субъектной сфере: лирическое «я» и лирическое «ты» не отделены друг от друга и не противопоставлены. Их единство проявляется в метафизическом плане. В работе подробно исследуются ключевые образы текста в связи с народной культурой; отмечается специфика жанра песни с точки зрения исторической поэтики.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):107-114
pages 107-114 views

Структура и смысл драматической миниатюры А.С. Пушкина «Через неделю буду в Париже непременно...»

Заславский О.Б., Пимонов В.И.

Аннотация

Объект статьи: драматическая миниатюра Александра Сергеевича Пушкина «Через неделю буду в Париже непременно...» (1834-35). Предмет статьи: структура и смысл пушкинского текста. Цель исследования: анализ внутреннего содержания произведения. Методы исследования: литературоведческий и структурно-семантический. Результаты: Выявлен завуалированный мотив ложного обвинения в изнасиловании, который выступает в роли скрытого предвестия вероятной гибели героя. Этот мотив обнаруживается при анализе завершающей сцены произведения и независимо подкрепляется иноязычной анаграммой, которая обнаруживается в имени героя. Также указан ряд предвестий близкой гибели Дорвиля, связанных с мотивом мигания; аналогия этому присутствует в целом ряде других произведений Пушкина, в частности, в «Полтаве», «Капитанской дочке» и «Пиковой даме». Область применения: литературоведение, преподавание русской литературы XIX века. Выводы: Тема мести и дуэли между любовником и мужем героини служит предзнаменованием развязки сюжета. Пушкинский текст относится к особому типу литературных произведений, которые содержат 1) прерванное повествование, 2) скрытый смысл (предполагающий реконструкцию предыстории), 3) возможность реконструкции не только предыстории, но и того, что осталось «за кадром» — развязки сюжета.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022;24(3):115-120
pages 115-120 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах