Том 25, № 2 (2023)

Обложка

Весь выпуск

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

Развитие инновационных форм наставничества в современной педагогической деятельности

Бакулина С.Ю., Кислова Н.Н., Леонов С.А., Майорова Н.В.

Аннотация

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью в условиях глобализации поиска новых форм развития человеческого потенциала, одной из которых является наставничество. В статье показана значимость данной формы взаимодействия со студентами, как наиболее востребованного типа образовательной деятельности в современной педагогике. Целью статьи является раскрытие лучших форм наставничества с помощью метода сравнительного анализа и определение возможных для реализации типов эффективного сотрудничества педагогов со студентами в современном университете. Дается краткое описание истории данного вида педагогической деятельности, а также рассмотрены различные формы наставничества, реализуемые в рамках педагогического процесса. Выделено пять основных видов наставничества, активно применяемых на практике в педагогическом университете. Рассматриваются как классические формы наставничества, при которых более опытный и старший специалист передает свои знания обучающимся, так и инновационные формы взаимодействия со студентами, которые подразумевают несколько уровней наставничества, а также инверсивные виды сотрудничества, подразумевающие работу студента в качестве наставника для преподавателя. Особое внимание уделяется значимости контроля со стороны наставника результатов образовательной деятельности и возможности коррекции наставнической деятельности. По мнению авторов статьи, наставничество имеет высокий потенциал дальнейшего развития и позволит достичь высоких результатов педагогической деятельности в образовательных организациях. Авторами предлагается актуализировать принципы нормативного регулирования института наставничества вместе с методической и педагогической основами такой формы работы со студентами, которая имеет высокий потенциал практического применения.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):3-11
pages 3-11 views

Использование цифровых технологий при реализации дистанционного обучения в вузе

Иванушкина Н.В., Щипова О.В.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения в вузе. Определяется положительное влияние цифровых технологий на процесс модернизации отечественного образования, на персонификацию обучения, на характер взаимодействия между участниками образовательного процесса. Представлены результаты опроса, целью которого было изучение результативности использования цифровых технологий в учебном процессе при реализации дистанционного обучения, а также выяснение мнения студентов об особенностях образовательного процесса во время осуществления дистанционной формы обучения. Большинство респондентов отмечают, что хорошо адаптировались к условиям дистанционного обучения в вузе и удовлетворены организацией образовательного процесса. В образовательном процессе для проведения занятий используются следующие цифровые технологии: система вебинаров «BigBlueButton», сервис «Zoom», «Jamboard», «YouTube», «Slido», «Microsoft Teams», «Google Класс» и программы для создания презентаций. В ходе исследования были выявлены положительные и отрицательные характеристики дистанционного обучения, получены данные, подтверждающие влияние дистанционного обучения на самочувствие респондентов и на взаимоотношения в коллективе. В статье отмечается, что дистанционное обучение стимулирует к развитию и трансформации образовательный процесс, побуждает находить и использовать новые средства и технологии обучения.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):12-19
pages 12-19 views

Перевод имен собственных (на материале романа Филипа К. Дика “Do Androids Dream of Electric Sheep?”)

Журавлев А.П.

Аннотация

Данная статья посвящена оценке качества перевода литературного произведения известного американского писателя-фантаста Филипа К. Дика под названием “Do androids dream of electric sheep?” (в русском переводе этот роман известен как «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»). В данной работе анализируется такой аспект качества перевода как передача имен собственных. В результате сопоставительного анализа оригинального текста романа и его перевода на русский язык был выявлен ряд случаев, когда переводчик по каким-то причинам излишне вольно обошелся с переводом некоторых имен собственных. В статье кратко рассматриваются некоторые основные приемы передачи имен собственных при переводе, такие как транскрипция и транслитерация, а также анализируются преимущества и недостатки их применения в разных ситуациях. Также в данной работе анализируется перевод нескольких фрагментов романа, где переводчиком был допущен вольный перевод имен собственных, особенно так называемых «говорящих» имен. Проведенное исследование причин этого явления позволяет сделать вывод о том, что разного рода искажения и неуместные переосмысления оригинала возникли из-за очевидного непрофессионализма человека, выполнившего рассматриваемый перевод.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):20-24
pages 20-24 views

Новые методические подходы в вопросах изучения развития синдрома эмоционального выгорания у студентов вузов

Свидерский О.А., Грязнов С.А., Грязнов Н.С.

Аннотация

Статья посвящена исследованию развития синдрома эмоционального выгорания у студентов технического вуза. Раскрыто содержание понятия «синдром эмоционального выгорания», проведен теоретический анализ данного феномена, проанализированы причины возникновения в студенческой среде. В работе показано, что негативные факторы в виде неоптимальных условий обучения, которые имеют место в организации учебного процесса, оказывают губительное влияние на состояние психического здоровья, вызывают снижение уровня стресс-резистентности у обучающихся, что вызывает у них формирование синдрома эмоционального выгорания. Авторы изучили зависимость развития синдрома эмоционального состояния от психологического профиля студентов. Предложено, в зависимости от полученных результатов в ходе тестирования по опроснику многофакторного личностного опросника 16PF, относить студентов к «отрицательному» или «положительному» полюсу. На основании полученных результатов тестирования и проведенного корреляционного анализа были сформулированы «психологические портреты» студентов института двигателей и энергетических установок Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, которые имеют склонность или, наоборот, устойчивость к развитию синдрома эмоционального выгорания. В целях предупреждения развития феномена эмоционального выгорания предложены пути и методы выявления ранних признаков и профилактики его развития у студентов.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):25-35
pages 25-35 views

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Семиотическое пространство свадебной ритуальности: религиозный канон и социокультурный контекст

Богданова М.В., Сиротина И.Л.

Аннотация

Актуальность исследования: на сегодняшний день чрезвычайно важно изучить генезис и ключевые характеристики свадебного ритуала, которые обусловили способность его функционирования как способа конструирования социальных перемещений и обретения нового социального статуса. Рассматривая феномен ритуала как культурную систему, авторы во многом исходят из семиотического понимания самой культуры как системы, ориентированной на порождение и сохранение смыслов. В этой связи теоретико-методологической опорой исследования служит концепция американского антрополога и социолога К. Гирца. В междисциплинарный дискурс о свадебной ритуальности привлечены труды зарубежных (А. ван Геннеп, Б. Малиновский, В. Тэрнер и др.) и отечественных (Н.В. Ермакова, Н. В. Зорин, Ю.М. Лотман, Л.В. Тимофеева и др.) исследователей. Авторы приходят к выводу, что свадебный ритуал представляет собой сложный семиотический комплекс, конститутивным моментом которого является фиксация религиозно-символического, социального, психологического перехода, который осуществляют жених и невеста. Входя в сферу человеческой экзистенции, свадебный ритуал интегрирует в своём символическом поле различные контексты: религиозные, культурные, социальные. Способность символических действий церковного венчания приращиваться в сознании участников ритуала «народными» смыслами обусловлена тем, что в рамках свадебной ритуальности христианские и языческие обряды входят друг с другом в органический «диалог» как элементы единой культурной системы.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):36-43
pages 36-43 views

Воображение как «экран внутреннего видения» в творческом процессе работы актёра над ролью

Вученович А.

Аннотация

Актуальность данного исследования вызвана тем, что понятие воображения, о которой много говорится в психологии, остается неполным вне театрального дискурса, актерско-режиссерского осмысления данной категории. Воображение не спонтанный, автоматически развивающийся процесс, а углублённый, основанный прежде всего на интеллектуальных возможностях актёра через проявление его аналитических способностей, которые напрямую связаны со степенью развития его воображения, что и определяет профессиональные качество актёра. Исследуется алгоритм работы воображения, поэтапного его развития. Приводятся примеры из педагогического опыта автора статьи по активизации воображения студентов – тренинги и задания, развивающие образное мышление и, как следствие, актерское мастерство. Неотъемлемой частью обучения являются задания на память физических действий, где предмет воображаемый, а действия с ним – реальные.  Затрагиваются проблемы взаимодействия актера и зрителя в спектаклях театра кукол: роль управления воображением в театральной деятельности. Отсутствие воображения или необдуманный уход в сторону от него приводят к отрицательному результату: вместо «сотворчества», погружения в созданную актёром картину в зрителе пробуждаются отталкивающие его чувства. Воображение имеет особую роль в театре как «трехмерном искусстве».

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):44-51
pages 44-51 views

Апофатика русской культуры: традиции скоморошества в стихотворении С.А. Есенина «Я обманывать себя не стану…»

Дударева М.А.

Аннотация

Объектом статьи выступают традиции скоморошества в русской культуре. Предметом исследования является амбивалентный образ мглы, феномен сумерек в русской поэзии, который связан с перевернутой действительностью, миром наоборот. Материалом для статьи служит творчество С.А. Есенина, который по праву считается одним из самых фольклорных поэтов начала XX в. В центре культурфилософского анализа — стихотворение из цикла «Москва кабацкая», а именно «Я обманывать себя не стану…». Это стихотворение внутренне построено по принципу взаимодействия двух типов действительности, феноменального и ноуменального начала, рационального и стихийного в искусстве. Большое внимание уделяется проблеме трансформации традиций скоморошества в творчестве поэта, феномен которого связан с образом мглистого сердца, света невечернего, обозначающего инвертированную реальность, ритуальный хаос. Исследуются феномены мглы, света вечернего и невечернего, которые связаны с миром наоборот, то есть с перевернутой действительностью и танатологическим текстом культуры. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу поэтических текстов С.А. Есенина. Результаты работы могут быть интересны филологам, включающим литературу в пространство большого диалога культур, а также могут быть использованы в преподавании курсов по культурологии, русской философии.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):52-57
pages 52-57 views

Состояние гастрономии как отражение социальных потребностей

Ермолаев В.А.

Аннотация

В предложенном исследовании автором проведен подробный анализ определенных социальных потребностей. В связи с тем, что социальная потребность – это некая необходимость, полагаем, что гастрономия также является необходимостью, неся в себе определенный культурный код, каждого индивида в социальной идентификации. Следовательно, гастрономия – это потребность социума и одновременно его сущностная характеристика. В целом, говоря о потребностях, надо сказать, что их взаимосвязанный набор определяется тем обществом, в котором находится человек. Даже идентичные наборы потребностей у индивидов, принадлежащих к различным социумам или даже социальным группам, имеют неодинаковое содержание. Таким образом, здесь можно говорить о том, что и гастрономическая культура, как потребность, определяется обществом, при этом гастрономия – это не личная потребность, а общественная, продиктованная принадлежностью индивида к социальной группе или целому обществу. Осуществляя действия по реализации и удовлетворению указанной гастрономической потребности, человек одновременно развивает ее, дополняя какими-либо элементами, но строго в рамках заданного. К слову, выход за рамки определенной культуры, расширение ее границ, может быть истолковано двояко – как уход от традиций, либо как просто их масштабирование. Говоря о современном состоянии гастрономической культуры, автор определяет две его сущностные характеристики – глобализацию и технологизацию (замена традиционного на техногенное и рационализированное). Эти характеристики формируют, во-первых, новое коллективное сознание и память, а во-вторых, являются предпосылкой трансформации существующих практик питания, основанных на потребностях человека, и ответвлением новых пищевых стратегий.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):58-63
pages 58-63 views

Архитектура и дизайн городской среды в контексте изменения пространственного поведения жителей мегаполисов

Каракова Т.В.

Аннотация

Современная функционально-планировочная среда мегаполисов претерпевает существенные изменения под влиянием реструктуризации системы потребностей населения. Новые формы осуществления территориально-пространственных связей, форм проведения досуга, получения впечатлений от культурно-развлекательных мероприятий, активное использование новых форматов торгового обслуживания и общественного питания, а также возможность реализации широкой палитры социокультурных и торгово-бытовых потребностей, стимулируют массы населения к посещению торгово-развлекательных центров и мест сосредоточения   объектов обслуживания на торговых улицах городов. Формирование в городе важнейших функционально-планировочных узлов и пространственных каналов во многом зависит сегодня от характера и интенсивности связей населения, характеризующих его пространственное и потребительское поведение. Активное включение междисциплинарной информации о социально-психологическом и экономическом контексте этого явления становится прерогативой формирования банка предпроектной информации для архитектора и дизайнера среды в ходе разработки и реализации программ совершенствования городской среды и важнейших объектов социокультурного и торгово-бытового обслуживания населения.  В статье рассматривается роль торговых улиц как мощного инструмента в социально-функциональной и композиционно-пространственной реабилитации периферийных районов города, повышения их потребительской ценности, инвестиционной и туристической привлекательности.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):64-69
pages 64-69 views

А.В. Амфитеатров как интерпретатор искусства скульптуры (интермедиальный аспект)

Клюева И.В.

Аннотация

Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования интермедиальности как выражения тенденции к созданию целостного полихудожественного пространства в системе культуры. Объект статьи – интермедиальность в русской и итальянской культуре начала XX в.; предмет статьи – интермедиальные тенденции в русской и итальянской скульптуре, а также в художественной критике указанного периода. Исследование носит культурологический характер; в нем использованы сравнительно-исторический и биографический методы. Материалом исследования являются тексты (очерки и письма) 1900–1910-х гг. известного русского беллетриста, публициста, общественного деятеля А.В. Амфитеатрова (1862–1938), связанные с интерпретацией скульптуры как вида изобразительного искусства и с оценкой творчества современных ему русских и итальянских мастеров. Наибольшее внимание писатель уделяет творчеству скульптора С.Д. Эрьзи (1876–1959). Рассказывая о личности и творчестве художника, А.В. Амфитеатров демонстрирует осведомленность и заинтересованность в проблемах искусства скульптуры, особенностях его развития в общем контексте культурного контиуума 1900–1910-х гг. Литератор «поверяет» художественную ценность скульптурных произведений их связью с музыкой, используя по отношению к ним терминологию литературоведения, театроведения и музыкальные ассоциации. Интермедиальность предстает в его творчестве, с одной стороны, как свойство самих произведений искусства, о которых он пишет, с другой стороны, как принцип их анализа и оценки.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):70-75
pages 70-75 views

Художественное своеобразие современной православной повести («заманчивое предложение для Маргариты» Ю. Шаманской)

Осьмухина О.Ю., Гудкова С.П., Белоглазова Е.А.

Аннотация

В статье представлено научное осмысление православной повести как особой жанровой формы в контексте мощного пласта отечественной православной прозы; обозначены ключевые особенности жанра повести, изучена специфика повести Ю. Шаманской. В ходе исследования было установлено, что современная православная повесть в соответствии с традицией русской классической повести сочетает в себе элементы социально-бытовые, лирико-психологические, «микросреда» для героя – это его ближайшее окружение, действие разворачивается в современности, с которой «прошлое» непосредственно связано, объясняет ее, причем различные аспекты действительности даны не в статике, но в развитии. При этом, в отличие от классической повести, в современной православной повести, во-первых, действие хотя и разворачивается в наши дни, объектом изображения становится современность, но герой уже не равен себе и своему «сюжету»: он изображен в кризисных ситуациях и финальном перерождении; во-вторых, присутствует многослойность (аллюзии к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Преступлению и наказанию» Ф. Достоевского, в связи с чем сюжетное развертывание определяется мотивами двойничества, зеркальности, безумия); в-третьих, ключевую роль играет нравственная проблематика, пафос определят важнейшая идея – служение Богу как высшей Истине.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):76-85
pages 76-85 views

Сон Татьяны как предвестие смерти Онегина

Пимонов В.И.

Аннотация

Объект исследования: сон Татьяны в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (ЕО, V, XI-XXI). Предмет исследования: поэтика сна Татьяны. Цель: выяснение роли сна в композиционной структуре романа. Результаты: финальная сцена сна, в которой Онегин убивает Ленского ударом ножа, оказывается скрытым предвестием символической смерти самого Онегина в финале романа (ЕО, 8, XLVIII, 1-10). Мотив гибели главного героя завуалирован в буквенно-звуковом рисунке текста, который содержит в себе анаграмму слова «нож». Насыщение фонетической ткани текста повторами звуков «н, ж, ш» создает перекличку эротического мотива, звучащего в строфах о женских «ножках», с мотивом смерти от удара «ножом». Отголосок темы женских «ножек» в предбрачном сновидении Татьяны («То в хрупком снеге с ножки милой / Увязнет мокрый башмачок») акустически подготавливает появление длинного «ножа», который выступает и орудием убийства, и фаллическим символом. В финальной сцене романа мотив ножек и мотив ножа неожиданно совмещаются в звуковом каламбуре «но шпор незапный звон раздался» (8, XLVIII), в котором фонетически соединены нож [нош] и шпора как метонимическая замена ноги. Область применения: литературоведение, пушкинистика, преподавание русской литературы XIX в. Выводы: сон Татьяны заключает в себе не только явное предвестие реальной гибели Ленского на дуэли, что многократно отмечалось в пушкинистике, но и скрытое предвестие символической смерти Онегина. Вероятность этой подспудной семантической интерпретации сна обусловлена звуковой организацией текста (повторы, анаграмма).

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):86-91
pages 86-91 views

Иллюстрация 360° в современной визуальной культуре

Фадеева Т.Е.

Аннотация

Объект статьи: произведения современных художников, работающих с форматом 360° и создающих т.н. «сферические иллюстрации» или иллюстрации 360°, управляемые панорамные изображения. В качестве материала отобраны произведения, отражающие типы стратегий работы художников с данным медиумом, демонстрирующие связь между замыслом художника и формальным, структурным решением произведения. Предмет статьи: специфика иллюстрации 360°, ее выразительные возможности, а также стратегии художников, которые обращаются к этому формату как инструменту эстетического воздействия на зрителя в контексте современного коммуникационного общества. Исследование посвящено активно развивающемуся феномену иллюстрации 360°, который в настоящее время пользуется всё большей популярностью среди художников и очерчивает новые эстетические горизонты для иллюстрации как вида искусства. Основная цель исследования –, выявление специфики феномена сферической иллюстрации в современной визуальной культуре, контекстуализация иллюстрации 360° в поле современной визуальной культуры. Автором были сделаны следующие выводы: иллюстрация 360° является предельной версией структуры классического живописного изображения с прямой перспективой, которая в то же время осуществляет «коперниканский переворот» в плане отношения зрителя к художественному образу (из пассивного реципиента он превращается в активного интерпретатора и соавтора художника), таким образом, с одной стороны, иллюстраторы получают расширяют репертуар собственных выразительных средств (отчасти заимствуя приемы экранных искусств), и, с другой стороны, зритель получает возможность оказаться «внутри» изображения и пережить это как субъективный эстетический опыт.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):92-99
pages 92-99 views

Феномен национальной идентичности, репрезентированный в пространстве визуальной коммуникации немцев Поволжья

Шиндель С.В.

Аннотация

Статья посвящена феномену национальной идентичности немцев Поволжья, репрезентированному в пространстве визуальной коммуникации в контексте исторических реалий конца XIX - начала XX вв. В фонде Саратовского краеведческого музея сохранились фотографии плакатов, вывесок, растяжек, а также образцы этикеток, символическое пространство которых отражает не только своеобразие этнической немецкой традиционной культуры, но и маркирует известные политические события указанной исторической эпохи. Компаративный анализ элементов и объектов визуальной коммуникации позволил выявить сходные черты как в содержании, так и в дизайнерском оформлении представленных образцов; семиотический метод – символы, а также и определить семантику представленных в пространстве визуальной коммуникации элементов. Собранный материал был разделен на 2 группы, каждая из которых имеет свою четко выраженную смысловую нагрузку. Полученные данные позволяют совершить виртуальный трансфер в пространство этнической немецкой культуры, определить привязку к географическому местоположению, реконструировать некоторые события исторического прошлого, которые не обошли стороной и русских немцев в Поволжье. Сохранившиеся до наших дней не только элементы, но и объекты визуальной коммуникации имеют несомненную историческую ценность, «фиксируют» этнический «немецкий» колорит, дают представление о формировании и репрезентации национальной идентичности немцев Поволжья. Сохранение истоков традиционной культуры наряду с биологическим выживанием имело для русских немцев архиважное значение: первые переселенцы занимались освоением пустынных земель в крайне неблагоприятных климатических условиях, жили изолированно, основным средством вербальной коммуникации были диалекты; немцы Поволжья отождествляли себя с этническими немцами, населявшими историческую родину – Германию. Важное значение в контексте обсуждаемой темы имеет идея порядка, которая присуща немецкой культуре онтологически со свойственными ей ценностными ориентирами, традициями, обычаями.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):100-110
pages 100-110 views

Социокультурный фактор в политике: символические конструкты

Штанько М.А., Гращенков Н.В.

Аннотация

Политика как сфера общественной жизни является пограничной областью для всех других сфер, при этом обретает особую зависимость от характера поведения социума, и здесь важно рассмотреть культурологический аспект. Именно поэтому анализ политической сферы жизнедеятельности общества предполагает изучение в первую очередь социокультурного фактора. В данной работе авторы предлагают рассматривать его через три составляющие: позиционирование человека как основного субъекта политики, особенности влияния на политическое поведение морали, нравственности, гуманизма, аксиологии и этики, и констатацию данного влияния через формально–правовой элемент. Первая составляющая в значительной мере связана с символическими конструктами, так как роль человека в качестве субъекта или объекта политики напрямую зависит от той политической картины мира, которая у него существует в его представлении. Чем больше у личности политического опыта, тем более реалистична данная картина, и, как следствие, тем более активен субъект в политике. Вторая составляющая сама по себе является символическим конструктом, так как вне символики не существует культуры и составляющих ее элементов. Соответственно, оказывая влияние на политическое поведение личности, мораль, нравственность, аксиология, этика и особенно гуманизм пронизывают его символической составляющей. Формально–правовой элемент максимально полно воплощает в себе особенности политических условий, в которых существует общество и государство, и с этой точки зрения выступает в качестве символа той эпохи, в которой формируется. Учитывая вышеуказанные трактовки, авторы делают вывод о том, что вне символической составляющей невозможно осмыслить существующие политические проблемы и найти пути их решения.

Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023;25(2):111-116
pages 111-116 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах