Cable and Satellite: “Non-Fiction” Content

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article surveys the results of the third edition of the “Great Digit”, a national award for the achievements in the sphere of cable and satellite broadcasting, which enables us to analyze the trends of their development. Despite the considerable increase in the number of new digital channels their limited budgets lead to the absence of fiction content on commercial television. This fact affects both the competition in the commercial TV segment and their opposition to ground broadcasting setting promising prospects for developing “niche” television.

Full Text

Интерес телезрителей к этой Премии растет год от года, что является показателем востребованности платного ТВ. Для сравнения: в 2010 году в online-голосовании участвовало 4 000 телезрителей, а в 2011 году - более 6 000. -Прим. авт. Телевизионных премий - в отличие от кинематографических - не так уж много, и в России традиционно к наградам, присужденным коллегам, относятся с вниманием и уважением. «Большая цифра» - первая в России Национальная премия в области многоканального цифрового телевидения, удивительным образом соединяет в себе оценку как технических достижений кабельных и спутниковых операторов, так и творческую оценку содержания телеканалов, стоит отдельно от других. Эта «отдельность» определяется как составом учредителей Национальной премии (Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР) и выставочная компания МИДЭКСПО), так и процедурой отбора номинантов - это решение двух Жюри. Одно из них - профессиональное, в состав которого по традиции вошли общественные и государственные деятели, эксперты в области телерадиовещания, представители операторов многоканального телевидения, известные журналисты, а возглавил его президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко. И второе жюри - зрительское, в голосовании в этом году участвовало более 8.000 человек1. Такая двойственная природа определения победителей отражает особенности современного телевизионного процесса - с одной сто № 11 | МАРТ 2012 | ВЕСТНИК ВГИК 143 ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ Навопросы учредителей Национальной премии «Большая цифра» отвечает Леонид Якубович, обладатель почетной премии в номинации «Мэтр телевидения» роны, это сложнейшая техническая и творческая деятельность, многие детали которой понятны только кругу профессионалов, с другой - те, кто создает каналы и их содержание, работают, прежде всего, для зрителя, человека с пультом в руках. Если самые выдающиеся технические решения не вызовут в его сердце и разуме отклика, не заставят думать и чувствовать - чего стоят все цифровые «навороты» и изящные профессиональные решения? Заявки на соискание Национальной премии на этот раз подали 87 претендентов, среди которых известные российские и иностранные телеканалы, операторы многоканального телевидения, производители оборудования для цифрового вещания. В списке номинантов можно было встретить как компании «Билайн», «МТС», «НТВ-Плюс», «АКАДО-Столица», «Орион Экспресс», так и Discovery Channel, Universal Channel, Animal Planet, Ru.TV, «Телеканал КХЛ» и т.д. Знаменательно, что третья церемония награждения победителей Национальной Премии в области многоканального телевидения «Большая Цифра» совпала с 80-летием российского ТВ. На мероприятие были приглашены люди, благодаря которым формировался облик современного отечественного телевидения - Леонид Якубович, Александр Масляков и Анатолий Лысенко. Им были вручены почетные премии в номинации «Мэтр телевидения». Структура премии в этом году была (за исключением присуждения персональных премий) традиционной: победителей выбирали в четырех категориях: «Компания-оператор», «Оборудование и технологии для цифрового ТВ-вещания», «Новое российское ТВ» и «Зарубежное ТВ в России», «Зрительское голосование». Категория «Компания-оператор» пополнилась, однако, новыми номинациями, поскольку внимание Премии на этот раз было обращено к процессу продвижения компаний-операторов на рынке. Компания «НКС» победила сразу на двух направлениях: ее бренд «ОнЛайм» стал лучшим в «Поддержке и обслуживании абонентов», а другой ее бренд - «Твое ТВ - Екатеринбург» - 144 ВЕСТНИК ВГИК | МАРТ 2012 | № 11 АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ | ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ Вручается премия в номинации "Пакетное обслуживание". За лидерство в этой категории боролись 10 компаний-операторов представил самое удачное «Пакетное предложение (компании с абонентской базой до 100 000 абонентов)». В номинации «Пакетное предложение» среди операторов спутникового ТВ отмечена и компания «НТВ-Плюс», а среди операторов кабельного ТВ - Домашнее цифровое телевидение «Билайн» компании «Вымпелком». Всего же на победу в этой категории претендовали 10 компаний-операторов. Но этим заслуги «Билайн» не ограничились: за «Дополнительные услуги в сетях мультисервисных операторов» она также получила самую высокую оценку. За «Маркетинговое продвижение компании-оператора» призерами стали группа компаний «МТС» и оператор спутникового ТВ «Орион Экспресс». А в категории «Оборудование и технологии» чествовали компанию Humax за ее абонентский гибридный DVB-C/IP терминал - IRHD-5100C. Однако, несмотря на исключительное значение достижений в области технологий и менеджмента, чрезвычайно важным составным элементом для меня как режиссера является содержание телеканалов. И результаты Премии в этих номинациях весьма показательны, так как позволяют сделать выводы о характерных тенденциях в области развития телевизионного производства. Очевидно, что сама природа кабельного и спутникового ТВ требует от данного сегмента некой специализации - возможность выбора, предоставленная абоненту, охватывает сегодня сотню, а иногда и более телеканалов на родном языке, вкупе с которыми транслируется и немало каналов зарубежных. Кроме того, экономика кабельного и спутникового вещания пока значительно слабее эфирного - затруднен, а иногда и невозможен доступ к бюджетам рекламодателей. Как следствие - инвестиции в производство собственного контента у операторов ограничены, и потому на первый план выходит способность топ-менеджмента неэфирных телеканалов «собрать» свой продукт из доступного, а не из желаемого или необходимого содержания. Что же показывают результаты «Большой цифры-2012»? Традиционно в кабеле и на спутнике много спорта - в этих номинациях две премии от профессионального жюри получили каналы «НТВ-Плюс» («Теннис» удостоился звания луч № 11 | МАРТ 2012 | ВЕСТНИК ВГИК 145 ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ Анатолий Лысенко, президент МАТР, многие годы является мэтром телевидения. «Большая Цифра» вручила ему официальный знак отличия шего «Спортивного канала», а «Футбол HD» - вышел в лидеры в номинации «HD канала»). Зрительские же симпатии достались платному спортивному каналу ВГТРК - «Спорт1». Учитывая, что этот телеканал практически на 100% состоит из трансляций (в вещательной сетке только одна программа собственного производства - «Обзор тура»), говорить в данном случае можно только о мастерстве режиссеров и операторов, комментаторов и специалистов по приобретению дорогостоящих прав, но никак, увы, о работе творческой, например, в области развлекательного жанра или документального кино, для чего спортивная тема, как представляется, имеет немало возможностей. Лучшим «Документально-познавательным каналом» стал, согласно профессиональному жюри, канал «Наука 2.0», однако зрители в той же номинации выбрали иной канал - «Пушкин -Царское село». Судить о содержании регионального телеканала, имеющего явно более локальную тематику, нежели городской канал, затруднительно; хочется верить, что коллеги из Пушкина смогли создать действительно ценное для горожан вещательное СМИ. Что же касается «Науки 2.0», то это зрелый, качественный продукт, следующий большим традициям российского научнопопулярного кино. В эфире телеканала равно представлены и документальные фильмы, и разговорный жанр, и сложные, иногда поражающие воображение работы с использованием компьютерной графики - все это рассказ о большом и сложном мире научного познания планеты. Замечательно, что «Наука 2.0» уделяет много внимания именно российским ученым, их повседневной работе - на фоне доминирования в предложении кабельных операторов иностранных познавательных каналов (National Geographic, Discovery, Viasat и другие) - авторы и редакторы ОАО «Наука» (создатель канала) находят время, деньги и творческие силы рассказывать о российских открытиях, изобретателях, ученых-подвижниках. Премию в номинации «Развлекательное телевидение» от профессионального жюри получил телеканал «Мужской», зрители же отдали первенство Discovery Channel. Мотивация выбора профессионалов понятна: «Мужской» создает много 146 ВЕСТНИК ВГИК | МАРТ 2012 | № 11 АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ | хроНИКА В деталях собственного контента, осваивая традиционные темы - охоту, рыбалку, гастрономию, вино, путешествия. За недолгое время своего существования канал вырастил целую плеяду ведущих, способных вести в кадре «настоящий мужской разговор» по широкому спектру вопросов, в том числе, и о таких непростых Александр Масляков вещах, как вредные привычки, мужское здоровье, отношения в нтлриажях;наком семье. Любовь зрителей к Discovery тоже объяснима: это один телевидения» из наиболее заслуженных иностранных каналов на российском рынке (вещает специально на Россию более 10 лет), все его программы русифицированы, часть производится с учетом показа в нашей стране. Интересно, кстати, что зрители выбрали в качестве лауреата «HD-канал» - «Телепутешествия HD», канал во многом похожий по составу программ на Discovery, разложив премии, как говорится, «всем сестрам по серьгам», - питерский производитель «Телепутешествия HD» ОАО 1ТВЧ, пионер в области создания отечественных HD-каналов, производит десятки познавательных программ, что не могло остаться незамеченным. В категории же «Развлекательный канал. Зарубежное ТВ в России» профессионалы отдали свои симпатии Animal Planet, как и в категории «Телемагазин» - каналу Shopping Live, а вот зрители рассудили, что лучший «Телемагазин» - это канал «Стиль и мода». В номинации «Канал life-style» победило «ТЕЛЕКАФЕ», а зрители выбрали канал «Охота и рыбалка», видимо, как более им близкий тематически. Жюри профессионалов назвало лучшим «Детским каналом» итальянский - в оригинале «TiJi», а вот наши сограждане отдали предпочтение православному детскому каналу «Радость моя». В борьбе за звание «Фильмового канала» вперед вышел «Дом Кино», а каналу «Кинопоказ» отдали предпочтение голосовавшие на сайте. Лучшим «Музыкальным каналом», с точки зрения профессионалов, стал «Europa Plus TV», а канал «9 волна», благодаря поддержке зрителя/слушателя, получил приз зрительских симпатий. Помимо многочисленного списка номинаций были учреждены и специальные призы от Оргкомитета, партнеров и спонсоров Премии. Телеканал «RussiaToday» поощрен «За создание объективного образа России на международной арене», а «За раз- № 11 | МАРТ 2012 | ВЕСТНИК ВГИК 147 ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ В номинации «Оборудование и технологии» лауреатом стала компания Humax витие многоканального цифрового ТВ в странах СНГ» лауреатом стала компания «Казтелерадио». Спецприз «За цифровое равенство» получил «ТрансТелеКом». А компания «Триколор ТВ» отметила телеканал «Инва ТВ» - «За вклад в создание безба-рьерной среды». Награжден и медиахолдинг «Ред Медиа», специальный приз «За вклад в развитие тематического телевидения» ему вручила компания Eutelsat. А компания «Билайн» наградила «За интересный контент и активное участие в совместных маркетинговых активностях» телеканал Universal Channel.«За разработку инновационного пользовательского интерфейса» компания NDS отметила компанию BCC, а ФГУП «Космическая связь» присудила приз «За развитие спутникового вещания» компании «Югрател». Журнал «Теле-Спутник», в свою очередь, выделил телеканал «Cartoon Network» как «Лучший нишевый канал». Собственно, состав лауреатов Национальной премии «Большая цифра» и в еще большей степени - номинантов -позволяет сделать ряд выводов, которые мне как создателю «художественного контента» представляются важными. Во-первых, индустрия кабельного и спутникового вещания растет вместе с аудиторией, которую она обслуживает, развлекает, просвещает и информирует. Во-вторых, этот российский сегмент индустрии демонстрирует собственные модели развития - в первую очередь, копируются и предлагаются зрителям успешные «дешевые» модели телеканалов с сугубо нишевым контентом, который, в лучшем случае, относится к жанру научно-популярного ТВ; однако способностей, средств и, главное, мысли для создания контента художественного, похоже, пока не набирается. Да, кабельные вещатели научились делать документальное кино и иногда новости, но не видно даже намека на возможность появления российского HBO или Showtime с премиальным телекино и сериальным содержанием. Ниша сериального и телекинопроизводства полностью занята эфирными каналами - с их особенностями, со стремлением сохранить высокий рейтинг (пусть даже ценой качества продукта), что возможно только при адресации к довольно усредненному и не изысканному вкусу зрителя. «Кабельщики» живут на небольших бюджетах, и им проще, по 148 ВЕСТНИК ВГИК | МАРТ 2012 | № 11 АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ | ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ Завершилась церемония награждения Национальной премии «Большая цифра». Организаторы и победители на сцене нятнее производство студийных разговорных программ или малобюджетного документального кино, чем долгосрочные и зачастую рискованные инвестиции в премиальный сериальный продукт. Еще одна интересная особенность победителей и номинантов «Большой цифры», с точки зрения производителя контента, - шаблонные и, прямо скажем, нетворческие программные сетки. Конечно, повторы и «шаг вещания» в четыре-шесть часов - один из принципов нишевого ТВ, однако более развитые рынки показывают, что подлинные прорывы (как тот же HBO) случаются только тогда, когда кабельный вещатель выбирает определенное время и создает из него прайм-тайм. Создание прайм-тайма необходимо именно для того, чтобы зритель понимал, в какое время и почему ему необходимо оказаться у экрана, - и тогда, пусть не сразу, но подтянется рекламодатель, инвестиции в контент прайм-тайма начнут окупаться, а квалификация специалистов по программному продукту и составлению сеток вещания вырастет. Это создаст устойчивый спрос на российский премиальный сериальный и телекинопродукт. И такой спрос обеспечит более широкое предло
×

About the authors

Yuri Mikhaylovich Belenkiy

VGIK

screenwriter, director; TV Directing Department of VGIK

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2012 Belenkiy Y.M.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies