Эстетика С.М. Эйзенштейна в семиотическом ракурсе
- Авторы: Хренов Н.А.1
-
Учреждения:
- Государственный институт искусствоведения
- Выпуск: Том 7, № 1 (2015)
- Страницы: 8-25
- Раздел: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
- URL: https://journals.eco-vector.com/2074-0832/article/view/14765
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK718-25
- ID: 14765
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена семиотическому истолкованию теоретического наследия кинорежиссера С.М. Эйзенштейна, предвосхитившего столь популярную с 1960-х годов структуралистскую методологию. Наследие С.М. Эйзенштейна еще в 60-е годы привлекло внимание академика Вяч. Вс. Иванова потому, что в нем он обнаружил движение в сторону понимания кино как языка или, еще точнее, знаковой системы. Вяч. Вс. не мог не обратить на это внимание, поскольку становление семиотической методологии в России связано с его именем. Естественно, что он не мог не осмыслить и предысторию семиотики искусства. Такая предыстория в сфере кино связана с именем С.М. Эйзенштейна. Пытаясь понять значение исследования Вяч. Вс., посвященного эстетике С.М. Эйзенштейна, автор также касается применения семиотической методологии к кино как знаковой системы. В связи с этим в статье воспроизводится атмосфера увлечения семиотикой отечественными теоретиками кино. Расшифровывая смысл названия книги Вяч. Вс. Иванова о С. Эйзенштейне, автор показывает, что идея семиотики возникла уже на первоначальном этапе становления эстетики как философской науки.
Ключевые слова
Об авторах
Николай Андреевич Хренов
Государственный институт искусствоведения
Автор, ответственный за переписку.
Email: editor@vestnik-vgik.com
доктор философских наук, профессор, заместитель директора по науке
Список литературы
- Автономова Н. Деррида и грамматология// Деррида Ж. О грамматологии. -М., 2000.
- Автономова Н. Открытая структура: Якобсон -Бахтин -Лотман -Гаспаров. -М., 2009.
- Гегель. Эстетика. - Т. 1. -М., 1968.
- Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук И Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. -М., 2000.
- Деррида Ж. О грамматологии. - М., 2000.
- Деррида Ж. Театр жестокости и завершение представления// Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. -М., 2000.
- Деррида Ж. Фрейд и сцена письма И Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. - М., 2000.
- Иванов В. Очерки по истории семиотики в СССР. - М.: Издательство «Наука», 1976.
- Иванов В. Очерки по предыстории истории семиотики И Иванов В. Избранные труды по семиотике и истории культуры, т. 1. Знаковые системы. Кино. Поэтика. - М.: Языки русской культуры, 1998.
- Иванов В. Эстетика Эйзенштейна // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры, т. 1. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.
- История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т., т. 2. Эстетические учения XVII-XVIII веков. -М., 1964.
- Кристева Ю. Избранные труды. Разрушение поэтики. -М., 2004.
- Лотман Ю. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю. Избранные статьи: в 3-х т., т. 3. - Таллинн, 1993.
- Соколов В. Киноведение как наука. -М., 2010.
- Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. -М., 2002.
- Хренов Н. Эстетический Ренессанс эпохи оттепели // Экспериментальное искусство. Влияние теории на художественное творчество / под редакцией О. Личчиарделло, С. Ломбардо, В. Петрова., - М., 2011.
- Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6 т., т. 2. -М., 1964.
- Ямпольский М. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. -М., 1993.
- Ямпольский М. Язык - тело - случай. Кинематограф и поиски смысла. - М., 2004.
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)