Кабель и спутник: «нехудожественный» контент

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются результаты проведения третьей по счету Национальной премии «Большая Цифра», посвященной достижениям в области кабельного и спутникового ТВ, что позволяет проанализировать тенденции развития спутникового и кабельного вещания. Несмотря на значительный рост новых цифровых каналов, в силу ограничения их финансирования, можно констатировать отсутствие игрового контента на платных телеканалах. Это накладывает отпечаток на конкуренцию - как в сегменте платного ТВ, так и при его противопоставлении игровым каналам наземного эфирного ТВ, создавая прецедент для перспективного развития «нишевого телевидения».

Полный текст

Интерес телезрителей к этой Премии растет год от года, что является показателем востребованности платного ТВ. Для сравнения: в 2010 году в online-голосовании участвовало 4 000 телезрителей, а в 2011 году - более 6 000. -Прим. авт. Телевизионных премий - в отличие от кинематографических - не так уж много, и в России традиционно к наградам, присужденным коллегам, относятся с вниманием и уважением. «Большая цифра» - первая в России Национальная премия в области многоканального цифрового телевидения, удивительным образом соединяет в себе оценку как технических достижений кабельных и спутниковых операторов, так и творческую оценку содержания телеканалов, стоит отдельно от других. Эта «отдельность» определяется как составом учредителей Национальной премии (Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР) и выставочная компания МИДЭКСПО), так и процедурой отбора номинантов - это решение двух Жюри. Одно из них - профессиональное, в состав которого по традиции вошли общественные и государственные деятели, эксперты в области телерадиовещания, представители операторов многоканального телевидения, известные журналисты, а возглавил его президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко. И второе жюри - зрительское, в голосовании в этом году участвовало более 8.000 человек1. Такая двойственная природа определения победителей отражает особенности современного телевизионного процесса - с одной сто № 11 | МАРТ 2012 | ВЕСТНИК ВГИК 143 ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ Навопросы учредителей Национальной премии «Большая цифра» отвечает Леонид Якубович, обладатель почетной премии в номинации «Мэтр телевидения» роны, это сложнейшая техническая и творческая деятельность, многие детали которой понятны только кругу профессионалов, с другой - те, кто создает каналы и их содержание, работают, прежде всего, для зрителя, человека с пультом в руках. Если самые выдающиеся технические решения не вызовут в его сердце и разуме отклика, не заставят думать и чувствовать - чего стоят все цифровые «навороты» и изящные профессиональные решения? Заявки на соискание Национальной премии на этот раз подали 87 претендентов, среди которых известные российские и иностранные телеканалы, операторы многоканального телевидения, производители оборудования для цифрового вещания. В списке номинантов можно было встретить как компании «Билайн», «МТС», «НТВ-Плюс», «АКАДО-Столица», «Орион Экспресс», так и Discovery Channel, Universal Channel, Animal Planet, Ru.TV, «Телеканал КХЛ» и т.д. Знаменательно, что третья церемония награждения победителей Национальной Премии в области многоканального телевидения «Большая Цифра» совпала с 80-летием российского ТВ. На мероприятие были приглашены люди, благодаря которым формировался облик современного отечественного телевидения - Леонид Якубович, Александр Масляков и Анатолий Лысенко. Им были вручены почетные премии в номинации «Мэтр телевидения». Структура премии в этом году была (за исключением присуждения персональных премий) традиционной: победителей выбирали в четырех категориях: «Компания-оператор», «Оборудование и технологии для цифрового ТВ-вещания», «Новое российское ТВ» и «Зарубежное ТВ в России», «Зрительское голосование». Категория «Компания-оператор» пополнилась, однако, новыми номинациями, поскольку внимание Премии на этот раз было обращено к процессу продвижения компаний-операторов на рынке. Компания «НКС» победила сразу на двух направлениях: ее бренд «ОнЛайм» стал лучшим в «Поддержке и обслуживании абонентов», а другой ее бренд - «Твое ТВ - Екатеринбург» - 144 ВЕСТНИК ВГИК | МАРТ 2012 | № 11 АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ | ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ Вручается премия в номинации "Пакетное обслуживание". За лидерство в этой категории боролись 10 компаний-операторов представил самое удачное «Пакетное предложение (компании с абонентской базой до 100 000 абонентов)». В номинации «Пакетное предложение» среди операторов спутникового ТВ отмечена и компания «НТВ-Плюс», а среди операторов кабельного ТВ - Домашнее цифровое телевидение «Билайн» компании «Вымпелком». Всего же на победу в этой категории претендовали 10 компаний-операторов. Но этим заслуги «Билайн» не ограничились: за «Дополнительные услуги в сетях мультисервисных операторов» она также получила самую высокую оценку. За «Маркетинговое продвижение компании-оператора» призерами стали группа компаний «МТС» и оператор спутникового ТВ «Орион Экспресс». А в категории «Оборудование и технологии» чествовали компанию Humax за ее абонентский гибридный DVB-C/IP терминал - IRHD-5100C. Однако, несмотря на исключительное значение достижений в области технологий и менеджмента, чрезвычайно важным составным элементом для меня как режиссера является содержание телеканалов. И результаты Премии в этих номинациях весьма показательны, так как позволяют сделать выводы о характерных тенденциях в области развития телевизионного производства. Очевидно, что сама природа кабельного и спутникового ТВ требует от данного сегмента некой специализации - возможность выбора, предоставленная абоненту, охватывает сегодня сотню, а иногда и более телеканалов на родном языке, вкупе с которыми транслируется и немало каналов зарубежных. Кроме того, экономика кабельного и спутникового вещания пока значительно слабее эфирного - затруднен, а иногда и невозможен доступ к бюджетам рекламодателей. Как следствие - инвестиции в производство собственного контента у операторов ограничены, и потому на первый план выходит способность топ-менеджмента неэфирных телеканалов «собрать» свой продукт из доступного, а не из желаемого или необходимого содержания. Что же показывают результаты «Большой цифры-2012»? Традиционно в кабеле и на спутнике много спорта - в этих номинациях две премии от профессионального жюри получили каналы «НТВ-Плюс» («Теннис» удостоился звания луч № 11 | МАРТ 2012 | ВЕСТНИК ВГИК 145 ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ Анатолий Лысенко, президент МАТР, многие годы является мэтром телевидения. «Большая Цифра» вручила ему официальный знак отличия шего «Спортивного канала», а «Футбол HD» - вышел в лидеры в номинации «HD канала»). Зрительские же симпатии достались платному спортивному каналу ВГТРК - «Спорт1». Учитывая, что этот телеканал практически на 100% состоит из трансляций (в вещательной сетке только одна программа собственного производства - «Обзор тура»), говорить в данном случае можно только о мастерстве режиссеров и операторов, комментаторов и специалистов по приобретению дорогостоящих прав, но никак, увы, о работе творческой, например, в области развлекательного жанра или документального кино, для чего спортивная тема, как представляется, имеет немало возможностей. Лучшим «Документально-познавательным каналом» стал, согласно профессиональному жюри, канал «Наука 2.0», однако зрители в той же номинации выбрали иной канал - «Пушкин -Царское село». Судить о содержании регионального телеканала, имеющего явно более локальную тематику, нежели городской канал, затруднительно; хочется верить, что коллеги из Пушкина смогли создать действительно ценное для горожан вещательное СМИ. Что же касается «Науки 2.0», то это зрелый, качественный продукт, следующий большим традициям российского научнопопулярного кино. В эфире телеканала равно представлены и документальные фильмы, и разговорный жанр, и сложные, иногда поражающие воображение работы с использованием компьютерной графики - все это рассказ о большом и сложном мире научного познания планеты. Замечательно, что «Наука 2.0» уделяет много внимания именно российским ученым, их повседневной работе - на фоне доминирования в предложении кабельных операторов иностранных познавательных каналов (National Geographic, Discovery, Viasat и другие) - авторы и редакторы ОАО «Наука» (создатель канала) находят время, деньги и творческие силы рассказывать о российских открытиях, изобретателях, ученых-подвижниках. Премию в номинации «Развлекательное телевидение» от профессионального жюри получил телеканал «Мужской», зрители же отдали первенство Discovery Channel. Мотивация выбора профессионалов понятна: «Мужской» создает много 146 ВЕСТНИК ВГИК | МАРТ 2012 | № 11 АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ | хроНИКА В деталях собственного контента, осваивая традиционные темы - охоту, рыбалку, гастрономию, вино, путешествия. За недолгое время своего существования канал вырастил целую плеяду ведущих, способных вести в кадре «настоящий мужской разговор» по широкому спектру вопросов, в том числе, и о таких непростых Александр Масляков вещах, как вредные привычки, мужское здоровье, отношения в нтлриажях;наком семье. Любовь зрителей к Discovery тоже объяснима: это один телевидения» из наиболее заслуженных иностранных каналов на российском рынке (вещает специально на Россию более 10 лет), все его программы русифицированы, часть производится с учетом показа в нашей стране. Интересно, кстати, что зрители выбрали в качестве лауреата «HD-канал» - «Телепутешествия HD», канал во многом похожий по составу программ на Discovery, разложив премии, как говорится, «всем сестрам по серьгам», - питерский производитель «Телепутешествия HD» ОАО 1ТВЧ, пионер в области создания отечественных HD-каналов, производит десятки познавательных программ, что не могло остаться незамеченным. В категории же «Развлекательный канал. Зарубежное ТВ в России» профессионалы отдали свои симпатии Animal Planet, как и в категории «Телемагазин» - каналу Shopping Live, а вот зрители рассудили, что лучший «Телемагазин» - это канал «Стиль и мода». В номинации «Канал life-style» победило «ТЕЛЕКАФЕ», а зрители выбрали канал «Охота и рыбалка», видимо, как более им близкий тематически. Жюри профессионалов назвало лучшим «Детским каналом» итальянский - в оригинале «TiJi», а вот наши сограждане отдали предпочтение православному детскому каналу «Радость моя». В борьбе за звание «Фильмового канала» вперед вышел «Дом Кино», а каналу «Кинопоказ» отдали предпочтение голосовавшие на сайте. Лучшим «Музыкальным каналом», с точки зрения профессионалов, стал «Europa Plus TV», а канал «9 волна», благодаря поддержке зрителя/слушателя, получил приз зрительских симпатий. Помимо многочисленного списка номинаций были учреждены и специальные призы от Оргкомитета, партнеров и спонсоров Премии. Телеканал «RussiaToday» поощрен «За создание объективного образа России на международной арене», а «За раз- № 11 | МАРТ 2012 | ВЕСТНИК ВГИК 147 ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ В номинации «Оборудование и технологии» лауреатом стала компания Humax витие многоканального цифрового ТВ в странах СНГ» лауреатом стала компания «Казтелерадио». Спецприз «За цифровое равенство» получил «ТрансТелеКом». А компания «Триколор ТВ» отметила телеканал «Инва ТВ» - «За вклад в создание безба-рьерной среды». Награжден и медиахолдинг «Ред Медиа», специальный приз «За вклад в развитие тематического телевидения» ему вручила компания Eutelsat. А компания «Билайн» наградила «За интересный контент и активное участие в совместных маркетинговых активностях» телеканал Universal Channel.«За разработку инновационного пользовательского интерфейса» компания NDS отметила компанию BCC, а ФГУП «Космическая связь» присудила приз «За развитие спутникового вещания» компании «Югрател». Журнал «Теле-Спутник», в свою очередь, выделил телеканал «Cartoon Network» как «Лучший нишевый канал». Собственно, состав лауреатов Национальной премии «Большая цифра» и в еще большей степени - номинантов -позволяет сделать ряд выводов, которые мне как создателю «художественного контента» представляются важными. Во-первых, индустрия кабельного и спутникового вещания растет вместе с аудиторией, которую она обслуживает, развлекает, просвещает и информирует. Во-вторых, этот российский сегмент индустрии демонстрирует собственные модели развития - в первую очередь, копируются и предлагаются зрителям успешные «дешевые» модели телеканалов с сугубо нишевым контентом, который, в лучшем случае, относится к жанру научно-популярного ТВ; однако способностей, средств и, главное, мысли для создания контента художественного, похоже, пока не набирается. Да, кабельные вещатели научились делать документальное кино и иногда новости, но не видно даже намека на возможность появления российского HBO или Showtime с премиальным телекино и сериальным содержанием. Ниша сериального и телекинопроизводства полностью занята эфирными каналами - с их особенностями, со стремлением сохранить высокий рейтинг (пусть даже ценой качества продукта), что возможно только при адресации к довольно усредненному и не изысканному вкусу зрителя. «Кабельщики» живут на небольших бюджетах, и им проще, по 148 ВЕСТНИК ВГИК | МАРТ 2012 | № 11 АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ | ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ Завершилась церемония награждения Национальной премии «Большая цифра». Организаторы и победители на сцене нятнее производство студийных разговорных программ или малобюджетного документального кино, чем долгосрочные и зачастую рискованные инвестиции в премиальный сериальный продукт. Еще одна интересная особенность победителей и номинантов «Большой цифры», с точки зрения производителя контента, - шаблонные и, прямо скажем, нетворческие программные сетки. Конечно, повторы и «шаг вещания» в четыре-шесть часов - один из принципов нишевого ТВ, однако более развитые рынки показывают, что подлинные прорывы (как тот же HBO) случаются только тогда, когда кабельный вещатель выбирает определенное время и создает из него прайм-тайм. Создание прайм-тайма необходимо именно для того, чтобы зритель понимал, в какое время и почему ему необходимо оказаться у экрана, - и тогда, пусть не сразу, но подтянется рекламодатель, инвестиции в контент прайм-тайма начнут окупаться, а квалификация специалистов по программному продукту и составлению сеток вещания вырастет. Это создаст устойчивый спрос на российский премиальный сериальный и телекинопродукт. И такой спрос обеспечит более широкое предло
×

Об авторах

Юрий Михайлович Беленький

ВГИК

драматург, режиссер; руководитель мастерской режиссуры телевидения.

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Беленький Ю.М., 2012



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах