Среда кинозрелища. Архитектура первых кинотеатров в России

АНИСИМОВ Александр Викторович


Цитировать

Полный текст

Аннотация

С появлением кино как нового вида искусства актуализировался вопрос о формировании комфортной среды для кинопросмотров. В статье обосновываются особенности первых спроектированных зданий для демонстрации кино, архитектурные отличия первых кинотеатров в Санкт-Петербурге и Москве, где использовались элементы театральной архитектуры, эклектика ресторанного дизайна, смешанные с деталями уходящего стиля модерн.

Полный текст

Исторически кинотеатры в России получили развитие всего век с небольшим. Интерес к «оживленной фотографии» или «движущимся картинам» (animated photography, moving pictures)1, как именовали в конце XIX — начале XX века синематограф, был неизбывным и повсеместным. Кинопросмотры оказались привлекательным бизнесом, и первые киносеансы проходили в необорудованных помещениях, хотя вопросы пожаробезопасности из-за возгорания кинопленки сохраняли злободневность. Лишь в первые десятилетия прошлого века в Петербурге и Москве стали появляться специально спроектированные архитекторами кинозалы. Наиболее привлекательным местом для кинопредпринимателей был Невский проспект в Санкт-Петербурге, начавший быстро превращаться в ‘‘Avenue du cinema’’2. За недолгий срок здесь возникло более двух десятков кинозалов. Поначалу они арендовались в домах, но жизнь таких «кинотеатров» была короткой. Затем появились новые пристроенные залы во дворах, а позже и целые здания, выраставшие за многоэтажной (от трех до шести этажей) застройкой главного проспекта города. В новую эпоху вместо конюшен и сараев высвобождалось место кинозрелищу.

В проектировании первых кинотеатров столицы на Неве участвовали выдающиеся архитекторы Петербурга того времени, известные своими строениями в духе стиля «модерн». Это В.В.Шауб, создавший десятки жилых зданий в центре города, С.И.Минаш3, прославившийся интерьерами Витебского вокзала, М.С.Лялевич — автор торгового дома «Мертенс» (меха) на Невском проспекте, 21. Однако здания для кино, спрятанные во дворах Невского проспекта, не стали произведениями новой архитектуры. Дворовые фасады многих из них были порой бесцветны, интерьеры повторяли приемы, характерные для театров и ресторанов того времени.

В столице на Неве эти здания назывались «театрами», а в Москве, где кинематографы были рассеяны точечным образом по центру города, — «электротеатрами». Аналогия с театрами прослеживалась и в архитектуре: здания проектировались с просторными фойе для эстрадных номеров, креслами для концертов перед киносеансами. В кинозалах, как и в театрах, устраивалась небольшая сцена, экран драпировался занавесом, но наслаждаться новым искусством зрителям приходилось в верхней одежде. В первых кинотеатрах для экрана использовалась черная драпировка, указывающая на специфику нового вида искусства, потолки отделывались в духе классицизма или «подпорченного» ампира, фойе украшалось тропическими растениями, как в ресторане. Все это носило характер эклектики и стилизации. До самостоятельного образа кинозала было далеко.

 

 

Кинотеатр «Пикадилли», 1913 год. Архитекторы Н.П. Степанов, В.В. Шауб. Петербург

 

Первые кинотеатры в городе на Неве

Событием стало открытие 27 декабря 1913 года крупного кинотеатра «Пикадилли» на Невском, 60. Его корпус вписался во двор старого надстроенного здания с переделанным фасадом. Дом с кинозалом назывался просто — «ТЕАТРЪ», здание проектировали архитекторы Н.П.Степанов и В.В.Шауб. Вход в кинозал был, как и теперь, через арку переднего дома. Главный фасад кинотеатра был решен в духе неоклассицизма в виде полуротонды с ионическими колоннами, за которыми изображен широкий фриз из женских фигур по мотивам классицизма. В глубине ниши находилась скульптура, наподобие античной Венеры. Зал с балконом, вместимостью на 800 мест, был оформлен в стиле «модерн»4. Боковые части балкона разбиты на ложи, а экран в черном обрамлении размещался в нише, окруженный двумя высокими задрапированными арками. После реконструкции, в 1923–1924 годах, интерьеры обновились. В 1932, когда в кинозале установили звуковую аппаратуру, кинотеатр стал называться «Аврора». Радикально он был реконструирован в 1937 году, его площадь увеличилась вдвое, изменилось фойе, появился концертный зал, украшенный античными скульптурами. Над проектом реконструкции работал с 1936 года архитектор Н.П.Шеломов, участвовал в реконструкции молодой инженер С.А.Вольнов, будущий главный инженер Мариинского театра5. В ХХI веке интерьеры кинотеатра изменились: концертный зал теперь предназначен для VIP-персон.

 

 

Кинотеатр «Аврора», переименован из «Пикадилли» в 1932 году. Петербург

 

Однако еще в 1908 году, на противоположной стороне проспекта — Невский проспект, 51, открылся кинотеатр ‘‘Moulin Rouge’’. Он расположился в доме Кожевникова, построенном архитектором П.Ф.Воцким еще в 1834–1835 годах. Это и был первый дореволюционный кинотеатр в специально приспособленном доме. Фасад и интерьер кинотеатра был оформлен в стиле «модерн». В здании находилась гостиница, владельцы кинотеатра открыли здесь и прокатную контору6. Но в 1912 году кинематограф и прокатную контору выкупил за 23 тыс. рублей театровладелец И.И.Вартхель7. Прокатная контора его имени была одной из крупнейших в городе и просуществовала вплоть до конца 1910-х. До нашего времени этот кинозал не дожил.

 

 

Кинотеатр ‘‘Moulen Rouge’’, 1908 год. Петербург

 

За Фонтанкой, на Невском проспекте, 72, в 1910 году Наталия Мулерт открыла кинотеатр «Кристалл-палас». Здание было перестроено по проекту С.И.Минаша (1909–1910) в стиле северного модерна c выразительными деталями. На фасаде появился стеклянный эркер, а во флигеле двора архитектор С.И.Минаш построил двухзальный кинотеатр «Мастер-театр», переименованный в «Кристалл-палас». Фасад со временем упростился, утратив в советский период часть деталей модерна. В 1928–1960 годы здесь размещался Дом Кино, а в 1940–1950-х в кинозале, получившем название «Знание», шли показы документальных и научно-популярных фильмов. В наши дни это многозальный современный кинотеатр, вернувший свое название «Кристалл-Палас».

 

 

Кинотеатр «Кристалл-палас», 1910 год. Петербург

 

В 1913–1914 годах во дворе дома на Невском проспекте, 80 был построен по проекту М.С.Лялевича флигель для кинематографа на 800 мест, названный «Паризиана». Вплоть до 1917 года это было культовое место творческой интеллигенции. Посещаемость объяснялась архитектурным убранством здания, его местоположением, содержательностью кинопросмотров. Богатство его интерьеров, по воспоминаниям очевидцев, было сравнимо лишь с кинотеатром «Пикадилли». В помещении был устроен раскрывающийся потолок, превращающий кинотеатр в зал под открытым небом. В советское время кинотеатр переименовали в «Октябрь» (1920–1994), его фойе украшало живописное панно с изображением революционных мест Петрограда, Ленинграда. В период НЭПа8 кинотеатр соседствовал с увеселительными заведениями, а в 1923–1925 годах в здании разместилось управление «Севзапкино», преобразованное затем в киностудию «Ленфильм». Во время блокады Ленинграда кинотеатр продолжал работать, перерыв произошел лишь в январе 1942-го из-за отсутствия электроэнергии. В 1945 году кинотеатр был капитально отремонтирован, установлена мемориальная доска в память о работниках кинотеатра, погибших в годы Великой Отечественной войны. В 1962 году кинотеатр переоборудовали для показа широкоформатных фильмов, вместительность его зрительного зала изменилась мало — всего 818 мест. В 1994 году он получил статус Культурно-просветительского центра, подвергшись в 2009–2010 годах реконструкции. В 2019 году закрыт на ремонт.

 

 

Кинотеатр «Паризиана», 1914 год. Архитектор М.C. Лялевич. С 1920 года — кинотеатр «Октябрь». Петербург

 

В XXI веке «Колизей Арена» на Невском проспекте, 100 — это престижный и необычный по архитектуре концертный зал, преобразованный из кинотеатра «Колизей» прошлого века. Он обладает великолепной акустикой, здесь проводятся музыкальные концерты, балетные и театральные постановки. Необычность архитектуры здания в том, что оно было встроено во двор архитектором Л.Л.Фуфаевским еще в 1907 году и предназначалось для экспозиции: «Панорама “Голгофа”»9. Наружное эклектическое здание с фасадом на проспект строил архитектор М.А.Макаров еще в 1866–1867 годы. В 1910 году круглый зал приспособили под скейтинг-ринг10, но и в те годы в нем функционировал кинозал «Люкс». В 1913–1914 годах архитектор А.Я.Ромасько переустроил круглый зал под кинотеатр, вмещавший 950 мест. Одно время кинотеатр назывался «Гигант», а с 1930 года его переименовали в «Колизей». Автор этих строк хранит воспоминания о росписях на стенах кинозала с видами античного Рима, руин Колизея. Подсвеченный живописный фриз был методично поделен ордерными пилястрами. Потолок был черным с мелкими лампочками, что напоминало звездную ночь в античном Риме. Это был самый эффектный кинозал старого времени.

 

 

Концертный зал бывшего кинотеатра «Колизей», 1907– 1913 годы. Архитекторы Л.Л.Фуфаевский, А.Я.Ромасько. Петербург

 

Неподалеку, в доме 108 по Невскому проспекту, также во дворе, в 1913–1914 годах архитектором В.С.Карповичем был встроен кинематограф «Антар», его название многократно менялось. В советское время он назывался то «Арс», то «Штурм», то «Шторм», а с 1965 года за ним закрепилось название «Нева», сам кинотеатр стал двухзальным — на 78 и 36 мест. Сложная история была и у кинотеатра «Художественный», Невский проспект, 67. В этом здании кинозалы существовали с 1900-х годов и носили разные названия («Биофон», «Сатурн» и т. д.). В советское время, после реконструкций и пристроек, утвердилось название «Художественный», а само здание приобрело со временем солидный архитектурный облик. Теперь в нем расположены 7 кинозалов с кафе и барами.

 

 

Кинозал кинотеатра «Форум», 1914 год. Архитектор С.И.Минаш. Реконструкция в 1951– 1952 годах архитекторов Е.Г.Груздевой и И.М.Чайко. Петербург

 

В других частях города тоже были кинозалы — на Большом проспекте Петроградской стороны, на Васильевском острове, в других районах. В 2001 году был снесен кинотеатр «Форум» на 7-й линии Васильевского острова, 34. Он был построен в 1914 году по проекту С.И.Минаша и представлял собой здание с классическими интерьерами, приличным псевдоклассическим фасадом. Кроме большого зала, в нем был концертный зал-фойе11. Архитектура здания была выполнена в духе неоклассицизма, видимо, с «привкусом» модерна, который не мог не внести архитектор Минаш. Большой зал перекрывался кессонированным сводом, экран размещался в темной полукруглой нише, окруженной спаренными декоративными колоннами, балконы по бокам состояли из мелких лож. В советское время живописные детали модерна стерлись, а на их месте возникли элементы не слишком качественного классицизма с колоннами, капителями, карнизами, лепными плафонами, лестничными балясинами. После реконструкции в 1951–1952 годах (архитекторы Е.Г.Груздева и И.М.Чайко) кинотеатр стал называться «Балтикой», в нынешнем веке он был снесен, на его месте жилой дом.

 

 

Кинотеатр «Сплендид-Палас», 1917 год. Архитекторы К.С.Бобровский и Б.Я.Боткин, впоследствии — кинотеатр «Родина», а затем — кинозал Дома Кино. Петербург

 

В 1917 году на Манежной площади открылся один из лучших кинотеатров города — «Сплендид-Палас». Здание строилось для Петроградского губернского кредитного общества, архитекторы К.С.Бобровский и Б.Я.Боткин спроектировали большой концертный зал с фойе, кинотеатр в бельэтаже и магазины в нижней и подвальной частях. Кинозал стал главным содержанием здания, которое отличалось великолепным качеством работ, дорогими материалами: гранит, мрамор, лепнина, над карнизом фасада скульптурные композиции скульптора А.Е.Громова. С первого года существования этот кинотеатр стал одним из лучших, с успехом проработав 30 лет. В 1947–1948 годах, после ремонта, его перепрофилировали под детский кинотеатр «Родина»12. А cпустя 10 лет, после большой реконструкции, в здании разместился Союз кинематографистов и кинозал Дома Кино. Фасад сохранился прежний, с восемью гранитными колоннами палладианского характера в коринфском ордере. Остались посередине и три высоких арки с фигурным завершением и изысканными фонарями, освещающими широкую входную лестницу. Над колоннадой размещались еще два этажа, облицованные грубым колотым гранитом в духе позднеренессансной архитектуры Италии. Над ними — такой же карниз, оторвавшийся на два этажа от колоннады. Добротность здания впечатляет, как и хорошее качество строительных работ, грамотное расположение классических деталей в интерьерах, но эклектика стилей прослеживается. Стены зрительного зала были украшены ордерными полуколоннами с лепным карнизом и потолком, что придавало помещению импозантность.

Московские электротеатры

В первые два десятилетия XX века в Москве также оборудовались в зданиях помещения для кинопросмотров. Большие кинозалы назывались электротеатрами, один из первых, рассчитанный на 110 мест, был устроен в 1907 году — в доме Киреевой на Красной Пресне. Поначалу он назывался «Гранд-плезир», а в советское время — «Баррикады»13. Небольшой зал электротеатра «Континенталь» тоже был встроен в старый дом, перестроенный архитектором О.И. Бове (автором Театральной площади), расположенный на углу Охотного ряда и Театральной площади. В советское время этот кинотеатр был известен как «Восток-кино», а с 1950-х — как «Кинотеатр короткометражного фильма». Крошечный кинозал — имитация ярусного театра, чей выход был в сторону гастронома, под гостиницей «Москва». Его интерьер был решен в темно-красных тонах с позолотой и красными драпировками, барьеры ярусов украшала лепнина в духе барокко, на потолке висела театральная люстра. Многие ошибочно полагают, что здесь шли показы первого стереокино. Показы эти проводились в том же доме, но в другом зале — с входом со стороны площади Свердлова (в 1949–1950-х)14. При строительстве второй очереди гостиницы «Москва» этот дом снесли, несмотря на авторство О.И.Бове, строителя Большого театра.

 

 

Кинотеатр «Художественный», 1909 год. Архитектор Н.Н.Благовещенский. Реконструкция в 1913 году Ф.О.Шехтеля. Москва

 

Новые отдельные здания для кинотеатров появились позже. И не так, как в Петербурге, во дворах главной магистрали, а врассыпную, на красных линиях застройки. Первым кинотеатром стал «Художественный» на Арбатской площади с залом на 400 мест, построенный в 1909 году по проекту архитектора Н.Н.Благовещенского. В 1912–1913 годах здание было перестроено под руководством Ф.О.Шехтеля, кинозал увеличился до 900 мест15. Появилось просторное фойе для концертов перед сеансами, с правой стороны находились эвакуационные выходы для зрителей. Архитектура здания не имела четкой стилистики, элементы классицизма соседствовали с модерном. Внешний объем здания не получил пространственного развития. Это был «сундукообразный» большой параллелепипед, украшенный двумя декоративными арочками и лепниной.

В 1912 году, возле Таганской площади между купеческими складами и магазинами, был построен по заказу купчихи Д.И.Платовой электротеатр «Вулкан». Авторство приписывалось известному архитектору Г.А.Гельриху, работавшему в стиле «модерн», но посредственность фасадов и неудачный зал на 450 мест вызывают сомнение в его участии. Вход в кинозал размещался с Садового кольца через крошечный вестибюль, а неправильной формы фойе с верхним светом было втиснуто между стенами лавок купца Корчагина16. Любопытная деталь: во время реконструкции этого здания для Театра на Таганке автор этих строк обнаружил в 1973 году в забитой входной арке входные двери с толстым зеркальным стеклом, со снятой фаской и медной скобянкой в духе модерн. Вероятно, эти свидетельства стиля «модерн» подверглись ликвидации. До сих пор на Садовое кольцо выходит заэкранный торец бывшего кинозала с двумя выходами для зрителей. С 1918 года в здании работали разные театральные труппы, а с 1964-го года в нем разместился Театр на Таганке под руководством Ю.П.Любимова17. Здание дважды реконструировалось, в 1980 году был пристроен новый театральный зал.

 

 

Кинотеатр «Вулкан», 1912 год. Москва

 

В 1914-м году на Сретенке, 19/27 открылся еще один электротеатр — «Уран». Для него частично использовали сарай купчихи Синебрюховой18, а в 1920-е годы фасад стал похожим на посредственный конструктивизм. Кино показывали в этом большом, но ненадежном пространстве с гнилыми конструкциями, и кинотеатр закрыли из-за аварийного состояния. Дом был отдан под мастерскую ритуальных услуг ЦК КПСС. Когда, спустя время, участок передали для строительства Театра «Школа драматического искусства», проект здания которого основан на принципах А.А.Васильева и архитектора И.В.Попова19, автор проекта — архитектор С.Гусарев, о сносе здания никто не пожалел.

 

 

Кинотеатр «Уран», 1914 год. Москва

 

В августе 1914 года завершилось строительство и одного из лучших старых кинотеатров Москвы — «Колизея» на Чистых прудах, созданного в начале XX века по заказу и на земле российского меховщика А.П.Гуськова. Проектировал его архитектор Р.И.Клейн, автор здания универмага «Мюр и Мерилиз» возле Большого театра, Бородинского моста и Музея изящных искусств. Этот замечательный мастер стилизации свободно воспроизводил образы готической, ампирной, классической и даже китайской архитектуры. Кинотеатр «Колизей» стал образцом слияния неоклассицизма с элементами модерна. В нем было два больших фойе, зрительный зал на 840 мест, здание обладало вспомогательными помещениями, но особо запоминающимся был вход. «Классическая полуротонда с ионическими колоннами врезалась в кессонированный свод, разрывавший треугольник фронтона. Таким образом, все классические формы, как бы нарушая целостность друг друга, и создавали уже не архитектурную, а скорее скульптурную композиционную целостность»20. Зал, перекрытый сводом, дошел до нас в плохом состоянии, с мрачной темно-серой покраской, в отличие от фойе. В 1924 году в нем разместился Театр Пролеткульта под руководством Сергея Эйзенштейна, а спустя время была увеличена и надстроена сцена. После 1936 года в здании вновь заработал кинотеатр, функционировавший до конца 1960-х. Теперь здесь более 40 лет находится театр «Современник». Фасад и фойе здания сохраняются, демонстрируя высокий профессионализм архитектора Р.И.Клейна.

 

 

Кинотеатр «Колизей», 1914 год. Архитектор Р.И.Клейн. С 1973 года — театр «Современник». Москва

 

В 1914 году, на улице Садовой-Сухаревской, 14 был построен электротеатр «Форум», выполненный по заказу мещанки Матрены Степановой архитектором Ф.Н.Кольбе в неоклассическом стиле. Зрительный зал вмещал около 800 мест, имелись просторное фойе для концертов и ресторан. Главный фасад со стороны Садового кольца украшала колоннада ионического ордера с классическими барельефами на античные батальные темы. В фойе висели уникальные хрустальные люстры, в интерьерах фрагментарно сохранялся авторский декор со стандартной лепниной в духе классицизма. При советской власти дом был национализирован, но кинотеатр продолжал работать. Осенью 1994 года его закрыли на несостоявшийся ремонт, после пожара в 2002 году21 здание стало приходить в негодность. Предпринимаются попытки воссоздания этого объекта культурного наследия, но подлинника уже нет.

 

 

Кинотеатр «Форум», 1914 год. Архитектор Ф.Н.Кольбе. Москва

 

Нельзя не сказать о вкладе в русскую кинопромышленность, в архитектурный облик Москвы выдающегося организатора, кинопрокатчика, продюсера, сценариста и режиссера А.А.Ханжонкова. Создав одну из первых отечественных кинофабрик, он решил построить большой кинотеатр в центре Москвы для показа фильмов русского кинематографа. В 1913 году по проекту архитектора А.А.Фольбаума и техника В.И.Чебанова на Триумфальной площади был построен электротеатр «Пегас»22. «1 августа 1913 г. состоялась закладка здания будущего кинематографа на Триумфальной площади, а 21 ноября того же года состоялось уже его открытие»23. Из-за цены на землю первоначальный проект зала на 1500 мест пришлось сократить до 800, разместившихся на трех уровнях. Зал, организованный по аналогии с лучшими европейскими «кинематографами» начала XX века, был высоким и довольно длинным. Как вспоминал Ханжонков, «…кинотеатр оправдал вполне возлагаемые на него надежды. На открытие мы привлекли ряд влиятельных лиц, которые могли оказать кинематографии <…> прямую и косвенную поддержку. Гостям была показана программа из картин, характеризовавших развитие фирмы, начиная от ‘‘Купца Калашникова’’ и кончая ‘‘Покорением Кавказа’’. Каково же было удивление зрителей, когда в итоге программы мы показали их самих на экране у подъезда кинематографа, входящими в здание. <…> Такой рекорд ‘‘киноскорости’’ характеризовал постановку дела в фирме, открывающей кинематограф»24. О «Пегасе» писал известный киновед и историк кино С.В.Комаров: «Сюда, к Ханжонкову, шла “вся Москва”, чтобы не только посмотреть новинки российского экрана, но и увидеть самый современный и “культурный синематограф”, каким был “Пегас”»25.

 

 

Кинотеатр «Пегас», 1913 год. Архитектор А.А.Фольбаум, техник В.И.Чебанов. С 1991 года — «Дом Ханжонкова»

 

При новой власти, когда Ханжонков был за границей, дом национализировали, он стал кинотеатром «Горн» для рабочих профсоюзов. В 1920-е годы его название сменилось на «Межрабпом», здание стало первым кинотеатром киностудии «Межрабпомфильм». В 1936 году его реконструировали, переименовав в кинотеатр «Москва». Несмотря на стремление архитекторов «сохранить исторические интерьеры», вкрапление «сталинского ампира» во время реконструкций, к 1960-м годам здание было доведено до весьма убогого состояния. По требованию пожарной безопасности были пристроены со стороны 1-й Брестской улицы по проекту Б.С.Мезенцева две парадные лестницы, ведущие с цокольного этажа до балкона и выставочных залов на третьем этаже. Затем остатки дома Ханжонкова оказались застроены многоэтажными фасадами административных зданий ГлавАПУ Москвы, других учреждений. В 1991 году здание получило статус фестивального центра и дома-клуба кино с названием «Дом Ханжонкова», но финансирования не было. После выселения кинотеатра в конце 2004 года кинопоказы прекратились, а исторические интерьеры здания и парадные лестницы были окончательно ликвидированы. Так прекратил существование лучший кинотеатр столицы, хранивший воспоминания о его талантливом хозяине и выстраданной им архитектуре. Началась новая эпоха коммерческого кино с внедрением новых технологий как в кинопроизводство, так и в кинопросмотры.

* * *

В 1920–1930 годы сформировался определенный тип крупных кинотеатров. В большинстве из них были фойе с эстрадой, где выступали эстрадники, кукольники, пародисты, фокусники. Кинозал, по сравнению с театральным, имел форму вытянутого прямоугольника с соответствующими пропорциями. Из-за отсутствия амфитеатра и слабого подъема задних рядов киноэкран устанавливался высоко, имел черное обрамление, а его размеры почти соотносились с золотым сечением (около 3 к 2). Широких экранов не было. На боковых стенах иногда устраивались ложи. Соблюдался график потока зрителей с минимальным перерывом между киносеансами. Зрители входили через главный вход, а выходили из кинозала нередко сразу на улицу или во дворы. Названия первых кинотеатров обычно заимствовались из западного опыта или истории. Кроме строительства специальных зданий и кинозалов предпринимались попытки использования крупных столичных залов иного назначения. Например, кинопросмотры устраивались в больших залах Московской и Петербургской консерваторий (вплоть до 1940-х), в Колонном зале Дома Союзов, в оперном зале Народного дома на Петроградской стороне Ленинграда. Интересно, что самый первый публичный киносеанс люмьеровских кинолент, в том числе фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьюта», состоялся в Москве 6 мая 1896 года в зале «Частной русской оперы» Театра Г.Г.Солодовникова на Большой Дмитровке, но потом эта практика была пресечена. В нынешний век расцвета кинопроизводства, многие киноздания превращаются в театры, а кино получает новую многозальную архитектуру с высоким уровнем комфорта и множеством инновационных технологических возможностей.

 

1 Рябчикова Н. «Этот чуждый нам термин». К истории лексемы «фильма». URL.: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/1022/ (дата обращения: 12.01.2019).

2 Ковалова Анна. Avenue du cinema: Невский проспект (1896–1917). Журнал «Сеанс» от 20.04.2011. URL.: https://seance.ru/blog/avenuducinema/ (дата обращения: 12.01.2019).

3 Архитектор С.И. Минаш — автор интерьеров Витебского вокзала, выполненных в стиле зрелого петербургского модерна. — Прим. авт.

4 Изображение не сохранилось. — Прим. авт.

5 Из воспоминаний детства автора статьи. — Прим. авт.

6 См. подр.: Ковалова Анна. Avenue du cinema: Невский проспект (1896–1917). Журнал «Сеанс» от 20.04.2011. URL.: https://seance.ru/blog/avenuducinema/ (дата обращения: 12.01.2019).

7 Хроника // Сине-Фоно, 1912, № 9. С. 23.

8 НЭП — новая экономическая политика (введение частного предпринимательства, рыночных отношений), с 1921 года проводимая в Советской России, которая сменила политику «военного коммунизма». — Прим. авт.

9 См., подр.: Панорамы на евангельские темы в России. Россия и христианский восток. URL.: https://ros-vos.net/christian-culture/evangelie/text/panorama/7/ (дата обращения: 15.01.2019).

10 Скейтинг-ринг — специальная площадка для катания на роликовых коньках. — Прим. авт.

11 Автор статьи помнит, как музыканты Мариинского театра организовали джаз-оркестр, который возглавлял его отец (он был контрабасистом и тенором), и с успехом выступали в кинотеатре перед сеансами. — Прим. авт.

12 В эти годы мы, ученики 7–8 классов, давали перед киносеансами в фойе представления драмкружка, где была небольшая эстрада, стулья для зрителей. — Прим. авт.

13 Первый кинотеатр в Москве. — IV Moskve. URL.: http://1vmoskve.ru/samyie-staryie-kinoteatryi-v-moskve/ (дата обращения: 15.01.2019).

14 Кинотеатр стереокино находился рядом с домом автора статьи, который в начале 1950-х его посещал. — Прим. авт.

15 Архитектор Федор Шехтель. Энциклопедия творчества. Т. 1. ИД Красивые дома, 2014. C. 303–304.

16 Незастроенный двор между лавками купца и стал местом для кинозала. — Прим. авт.

17 Анисимов А.В. На Таганке. Как строили театр для Ю.П.Любимова и что из этого получилось. 1972–1986. М.: Курс. 2018. 88 с.

18 В XVII веке на этом месте было кладбище, позже — торговые лавки. — Прим. авт.

19 Анисимов А.В. Театральные здания Москвы. История и архитектура. М.: Курс. 2017. 384 с.

20 Анисимов А.В. Театральные здания Москвы. История и архитектура. М.: Курс. 2017. С. 144.

21 Михайлова Л. Кинотеатр «Форум». URL.: https://um.mos.ru/houses/kinoteatr_forum/ (дата обращения: 15.01.2019).

22 См. подр.: Кино-Театръ и Жизнь, 1913, № 3. С. 6. URL.: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8c/Kinoteatr_i_zhizn,_ №3,_1913,_p.6.jpg.

23 Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания. М.; Л.: Искусство, 1937. C. 77.

24 Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания. М.; Л.: Искусство, 1937. С. 78.

25 Цит. по: Дом Ханжонкова. Википедия. URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом_Ханжонкова (дата обращения: 20.01.2019).

×

Об авторах

Александр Викторович Анисимов

НИУ «Московский государственный строительный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnik-vgik@vgik.info

доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).

Россия

Список литературы

  1. Анисимов А.В. Театральные здания Москвы. История и архитектура. М.: Курс, 2017. 384 с.
  2. Анисимов А.В. На Таганке. Как строили театр для Ю.П. Любимова и что из этого получилось. 1972–1986. М.: Курс, 2018. 88 с.
  3. Ковалова Анна. Avenue du cinema: Невский проспект (1896–1917). Журнал «Сеанс» от 20.04.2011. URL.: https://seance.ru/blog/avenuducinema/ (дата обращения: 12.01.2019).
  4. Лавров Л.П. 1000 адресов в Санкт-Петербурге: крат. архитектур. путеводитель / Л.П. Лавров. СПб.: Эклектика, 2008. 415 с.
  5. Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России, 1896–1930. Рига: Зинатне, 1991. 492 c.
  6. Уварова Е. Дом, который построил Ханжонков // Экран и сцена. 2005, № 2 (748). С. 7.
  7. Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания. М.; Л.: Искусство, 1937. 176 c.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Кинотеатр «Пикадилли», 1913 год. Архитекторы Н.П. Степанов, В.В. Шауб. Петербург

Скачать (121KB)
3. Кинотеатр «Аврора», переименован из «Пикадилли» в 1932 году. Петербург

Скачать (126KB)
4. Кинотеатр ‘‘Moulen Rouge’’, 1908 год. Петербург

Скачать (104KB)
5. Кинотеатр «Кристалл-палас», 1910 год. Петербург

Скачать (99KB)
6. Кинотеатр «Паризиана», 1914 год. Архитектор М.C. Лялевич. С 1920 года — кинотеатр «Октябрь». Петербург

Скачать (80KB)
7. Концертный зал бывшего кинотеатра «Колизей», 1907– 1913 годы. Архитекторы Л.Л. Фуфаевский, А.Я. Ромасько. Петербург

Скачать (74KB)
8. Кинозал кинотеатра «Форум», 1914 год. Архитектор С.И. Минаш. Реконструкция в 1951– 1952 годах архитекторов Е.Г. Груздевой и И.М. Чайко. Петербург

Скачать (88KB)
9. Кинотеатр «Сплендид-Палас», 1917 год. Архитекторы К.С. Бобровский и Б.Я. Боткин, впоследствии — кинотеатр «Родина», а затем — кинозал Дома Кино. Петербург

Скачать (144KB)
10. Кинотеатр «Художественный», 1909 год. Архитектор Н.Н. Благовещенский. Реконструкция в 1913 году Ф.О. Шехтеля. Москва

Скачать (94KB)
11. Кинотеатр «Вулкан», 1912 год. Москва

Скачать (144KB)
12. Кинотеатр «Уран», 1914 год. Москва

Скачать (103KB)
13. Кинотеатр «Колизей», 1914 год. Архитектор Р.И. Клейн. С 1973 года — театр «Современник». Москва

Скачать (66KB)
14. Кинотеатр «Форум», 1914 год. Архитектор Ф.Н. Кольбе. Москва

Скачать (65KB)
15. Кинотеатр «Пегас», 1913 год. Архитектор А.А. Фольбаум, техник В.И. Чебанов. С 1991 года — «Дом Ханжонкова»

Скачать (65KB)

© Анисимов А.В., 2019



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах