Редакционная статья

Обложка

Полный текст

Аннотация

Краткое представление авторов и содержания статей номера

Полный текст

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

Идеи С.М.Эйзенштейна в контексте современного киноискусства. Звукозрительный контрапункт

УДК 791.43/45

Аннотация: В статье рассматривается одно из важных теоретических понятий, введенных в научный оборот С.М.Эйзенштейном, — звукозрительный контрапункт, анализируемый в историческом и современном художественном контексте. Выявляется актуальность идей Эйзенштейна, осознаваемых на современном уровне теоретизирования, развития кинотворчества и кинопроизводства.

Ключевые слова: С.М.Эйзенштейн, звукозрительный контрапункт, «Заявка», звуковое решение фильма, музыка фильма, художественный образ в кино.

Автор: Русинова Елена Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой звукорежиссуры, проректор по международным связям и научной работе, ВГИК.

 

Методологические аспекты изучения истории советского кино в 1930-е годы

УДК 791.036 (47+57)

Аннотация: В основе статьи анализ Введения к рукописи «История советского киноискусства» Н.М.Иезуитова (1899–1941), одного из основоположников отечественного киноведения, которая так и не была опубликована. Обращение к архивным источникам позволило выявить основные методологические критерии истории кино как науки в концепции Н.М.Иезуитова, сформированной в 1930-е годы и внесшей определенный вклад в разработку методов и принципов истории кино, что и обосновывается в статье.

Ключевые слова: история отечественного кино, периодизация истории советского кино, методология истории киноведения, кинообразование, историография.

Автор: Усувалиев Султан Ильясович, выпускник аспирантуры ВГИК (искусствоведение, 2013–2017).

 

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

Каноны запечатления действительности в документальном кинематографе 1960-х годов

УДК 778.5.03.03с(09)«1960»

Аннотация: В статье прослеживаются основные пластические и монтажно-динамические выразительные средства, определяется жанровое своеобразие документального кинематографа 1960-х годов. Также выявляются новые канонические элементы в стилистике фильмов той поры, сформировавшие устойчивый образ документальных кинолент периода «оттепели». 

Ключевые слова: канон, документальное кино, 1960-е, хроника, документалистика, советское документальное кино, эстетический канон, авторская модель реальности 

Автор: Безенкова Мария Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры киноведения ВГИК им. С.А.Герасимова.

 

Эволюция изобразительных средств VR-кинематографа

УДК 791

Аннотация: Статья посвящена феномену VR-кинематографа, его выразительной системе: исследуются генезис, специфика, структура. Выявляются факторы, определяющие становление творческого метода VR-кино, анализируются типологические мизансцены, описывается механизм их синтеза. Обосновываются основные принципы становления художественной уникальности VR-кино.

Ключевые слова: виртуальная реальность, VR-кинематограф, 360 градусов, мизансцена.

Автор: Маткин Алексей Валерьевич, аспирант кафедры киноведения ВГИК им. С.А.Герасимова.

 

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

Кинозвезда — феномен парасоциального отношения

УДК 778.5.01.067.2

Аннотация: В центре исследования — сущностные особенности кинозвезды, придающие ей статус парасоциального отношения в ее взаимодействии с поклонниками. Приводятся эмпирические свидетельства роли кинозвезды как фактора культурно-идеологического влияния и конкурентоспособности российского и американского кино на внутреннем зрительском рынке.

Ключевые слова: социальное и парасоциальное, кино, зрительская аудитория, кинозвезда, культурно-идеологическое влияние, конкурентоспособность.

Авторы: Жабский Михаил Иванович, доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского сектора ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии»; Новосёлова Фаина Владимировна, научный сотрудник НИИ киноискусства (ВГИК) в период 2012–2018 гг., ныне — резидент Исландии; Тарасов Кирилл Анатольевич, доктор культурологии, профессор Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.

 

Приемы типажной выразительности актера в кинематографе «новой искренности»

УДК 778.5.04.071.2

Аннотация: В статье исследуются приемы типажной выразительности актера в фильмах «новой искренности». Обосновываются используемые термины «типаж», «маска», «натурщик», свидетельствующие о реальности натуралистического состояния актера на экране, тогда как подмена социальными клише в сюжете неизменно проявляет неискренность героев картины.

Ключевые слова: актер, «типаж», «натурщик», «маска», герой фильма, кинематограф «новой искренности», Л.В.Кулешов, С.М.Эйзенштейн

Автор: Кузнецова Мария Олеговна, аспирант, кафедра эстетики, теории и истории культуры, ВГИК.

 

Роль и базисные элементы «монтажа аттракционов» в отечественном кинематографе

УДК 791.32

Аннотация: Статья посвящена особенностям обращения к «монтажу аттракционов» в отечественном кинематографе разных лет. Это явление анализируется в историческом контексте, отталкиваясь от основных положений теории С.М.Эйзенштейна. Внимание уделяется творческим поискам М.И.Ромма и А.Н.Митты. Выявляются базовые аспекты аттракциона, характерные для кинематографа разных эпох и направлений.

Ключевые слова: Сергей Эйзенштейн, монтаж аттракционов, аттракцион, Михаил Ромм, Александр Митта, авангард, жанр, эстетика.

Автор: Гуляева Яна Викторовна, аспирант, ВГИК.

 

Self-media как модель монетизации знаниевого кода

УДК 06.81.23

Аннотация: Ускоренное развитие информационно-коммуникационных технологий, их конвергенция и интеграция открывают перед социальными акторами широкие возможности для самовыражения, мотивируя самодеятельных творцов к производству медиапродукции. В статье рассматриваются принципы функционирования медиамодели нового типа в индивидуальном предпринимательстве, названной ‘‘self-media’’, которая развивается в Китае, анализируются ее преимущества при апробировании новаторских бизнес-моделей.

Ключевые слова: цифровые технологии, конвергенция и интеграция, self-media, индивидуальное предпринимательство, достоверность информации.

Автор: Уразова Светлана Леонидовна, доктор филологических наук, доцент, главный редактор научного журнала «Вестник ВГИК», ВГИК.

 

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Современное искусствознание как гуманитарная наука в ситуации культурологического поворота.

УДК 7.01

Аннотация: В статье (часть третья, предыдущие части в № 1(39), 2019; № 2(40), 2019) обсуждается актуальная проблема современной науки об искусстве, связанная со взаимоотношениями между историей и теорией искусства. До настоящего времени предмет теории искусства как субдисциплины искусствознания, в отличие от предмета истории искусства, не определен. Фиксируя процессы, происходившие во время лингвистического и культурологического поворотов в гуманитарных науках, в статье уточняется предмет теории искусства, обосновывается тезис об особой значимости этой субдисциплины в переходные эпохи.

Ключевые слова: теория искусства, гуманитарные науки, методологический сдвиг, лингвистический поворот, формализм, социологизм, позитивизм, культурологический подход, знак, символ, семиотика, социология, теория и история художественной культуры, постструктурализм, циклическая логика истории

Автор: Хренов Николай Андреевич, доктор философских наук, профессор, Сектор художественных проблем медиа Отдела медийных и массовых искусств, ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» Министерства культуры РФ.

 

Понятие «прекрасное» в современной трактовке эстетических категорий

УДК 1.18

Аннотация: В основу статьи легла идея современной эстетики, где понятие «прекрасное» перестает быть основной категорией современного искусства и современной философии искусства. Предлагается новый подход к определению и разъяснению прекрасного, а также основные принципы анализа прекрасного.

Ключевые слова: категории эстетики, прекрасное, искусство, искусствоведение, философия искусства, эстетика.

Автор: Никитина Ирина Петровна, доктор философских наук, ВГИК.

 

МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ

Звук в фильмах Михаэля Ханеке в ракурсе феноменологической эстетики

УДК 791.43/45

Аннотация: В статье рассматриваются особенности звуковых решений в фильмах австрийского кинорежиссера Михаэля Ханеке в ракурсе феноменологической эстетики. Подход, основанный на идеях феноменологии, позволяет по-новому анализировать звуковые особенности фильмов, в которых применение музыки, речи и шумов выходят за рамки традиционных приемов, образуя многослойные семантические внутриструктурные и интертекстуальные связи.

Ключевые слова: звуковое решение фильма, Михаэль Ханеке, феноменологическая эстетика, авторское кино, музыка фильма.

Автор: Михеева Юлия Всеволодовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры звукорежиссуры Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А.Герасимова (ВГИК).

 

История одного преступления в жизни, литературе и кино 

УДК 778.5И (Новая Зеландия)

Аннотация: Профессиональные критики и зрители внимательно следят за творчеством всемирно известного новозеландского режиссера Питера Джексона уже много лет, ибо уже ранние его картины, прежде всего, фильм «Небесные создания», чей сюжет основан на реальном преступлении, не могли не произвести впечатления, в первую очередь сложной темой, незаурядным мастерством режиссера. В статье проводится как киноведческий анализ этого фильма, так и приводятся реальные подробности страшного убийства, произошедшего в маленьком городке Новой Зеландии. Раскрытию этой трагедии немало помогли откровенные записи в дневнике одной из преступниц.

Ключевые слова: Новая Зеландия, убийство, подростки, фильм, дневник. 

Автор: Звегинцева Ирина Анатольевна, доктор искусствоведения, ВГИК.

 

 

* Для обсуждения с авторами проблематики статей, опубликованных в номере, просьба присылать письма на электронный адрес редакции: editor@vestnik-vgik.com 

© Перевод подготовлен Лабораторией зарубежного кино ВГИК.

×

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Редакция ж., 2019



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах