Редакторская статья

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Краткое представление авторов и содержания статей номера

Полный текст

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

Кино против авангардизма? Об онтологичности художественного языка

УДК 791.43.01

Аннотация: В начале XX века происходят две революции в мире искусств: появление авангарда и рождение киноискусства. Авангард в живописи, архитектуре, литературе завершает процесс «онтологизации» художественного производства и ставит окончательный акцент в этом макроисторическом развитии. Новорожденное искусство кино, имея иные идейные задачи, как бы замещает через «человеческое изменение» функции, отменяемые в искусстве авангарда, и предлагает зрителю развлечение, поучение, эмоциональные разрядки. В статье рассматриваются процессы стихийной онтологизации, воспроизведение социально-инструментальным киновысказыванием того онтологического нарратива, который разворачивается в 1910-е годы в новом авангардном искусстве. Анализируются также художественные средства и методы раннего кинематографа, во многом превосходящие авангардные средства выражения в других видах искусства.

Ключевые слова: онтологический поворот, авангард, ранний кинематограф, идеология, визуальный язык.

Автор: Якимович Александр Клавдианович, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Института истории и теории искусств Российской Академии художеств, академик РАХ, главный редактор журнала «Собрание. Искусство и культура».

 

Продукт киноиндустрии – культурное благо в форме товара

УДК 778.5.01.067.2

Аннотация: Рассматриваются сущностные особенности кинофильма как продукта киноиндустрии. В центре внимания — противоречие между духовно-культурной потребительной стоимостью продуктов киноиндустрии и товарной формой их производства и потребления. Затрагиваются связанные с этим проблемы самовыражения и воспроизводства культурной идентичности нации средствами кино, защиты культурного разнообразия. 

Ключевые слова: киноиндустрия, кинофильм, товар, потребительная стоимость, общество, культура, коллективные грёзы, коллективная идентичность, культурное разнообразие, социальное действие.

Автор: Жабский Михаил Иванович, доктор социологических наук, зав. Отделом социологии экранного искусства НИИ киноискусства Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А.Герасимова.

 

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

Кинометаморфозы Ивана Пырьева

УДК 791.43

Аннотация: Статья посвящена творчеству Ивана Пырьева — личности неоднозначной и удивительно талантливой. Режиссер, сценарист, организатор кинопроизводства, он оставил богатое творческое наследие. Его музыкальные комедии 1930–1940-х годов — шедевры «народного фильма» эпохи социалистического реализма. А экранная интерпретация произведений Достоевского — не только интересный эксперимент советского кино, но и школа мастерства.

Ключевые слова: кинометаморфозы, экранная культура, социалистический реализм, «народный фильм», экранная интерпретация, диалогизм, полифонизм.

Автор: Кириллова Наталья Борисовна, доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии и социально-культурной деятельности Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина.

 

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

Эстетика интерактивности: между игрой и фильмом. Смотреть или играть?

УДК 778.534

Аннотация: Во второй части статьи (окончание, начало в № 1 (35), 2018) рассматривается влияние видеоигровой индустрии на язык современного кинематографа с точки зрения эстетической формы, анализируются психологические аспекты кинолент, опирающихся на игровое мышление человека, а также визуальные приемы, воссоздающие гейм-ассоциации при просмотре. Разбирается новаторский формат полнометражного интерактивного фильма, во время которого зритель сам управляет развитием сюжета и отношениями между героями в рамках заданных правил.

Ключевые слова: виртуалистика, интерактивность, игра, технологии, экран, визуальность.

Автор: Новиков Василий Николаевич, аспирант кафедры эстетики, истории и теории культуры, ВГИК.

 

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Проблематика диалектики тела и сознания в новейших научно-фантастических сериалах

УДК 130.2

Аннотация: В статье анализируются научно-фантастические сериалы новейшего времени в контексте философской проблематики связи тела и сознания. Для анализа используется синтез теоретического знания и феноменологического, психоаналитического, нейрофизиологического, а также кибернетического опыта. Перспектива разработки искусственного интеллекта, включая попытки «пробуждения» самосознания у роботов, актуальны в настоящее время не только для научной фантастики, но и для реальной действительности, что и объясняет высокий рейтинг современной кинопродукции в жанре «киберпанк».

Ключевые слова: научная фантастика, тело, сознание, феноменология, киберпанк.

Автор: Строева Олеся Витальевна, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры истории и теории культуры Института кино и телевидения (ГИТР).

 

МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ

Влияние традиций национальной культуры на приемы звукорежиссуры в японском кинематографе. Речь и пауза

УДК 791.43.01

Аннотация: В статье (окончание, начало в № 1 (35), 2018) анализируются звуковые особенности японских кинофильмов, созданных во второй половине ХХ — начале XXI века. Прослеживаются причины воздействия на звуковые решения традиций речевой выразительности актерской школы национального театра. Представлены стилистические, фонетические и семантические особенности актерской речи в японских кинокартинах костюмно-исторического жанра (дзидайгэки), а также в фантастических и анимационных фильмах.

Ключевые слова: японский кинематограф, традиции японского театра, звуковое решение фильма, ономатопея, речь актера в кино, звукорежиссура в кинематографе.

Авторы: Русинова Елена Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной работе ВГИК; Хабчук Елизавета Максимовна, звукорежиссер, ВГИК.

 

Кинематографическая саморефлексия: классификация видов

УДК 778.5.04.07

Аннотация: Статья посвящена феномену кинематографической саморефлексии и квалификации ее видов, рассматриваемых на примере фильмов И.Бергмана «Земляничная поляна», «Час волка», «Седьмая печать». Проводится разграничение между понятиями авторская саморефлексия и саморефлексия персонажа в кино, приводится классификация основных видов саморефлексии героев фильма.

Ключевые слова: саморефлексия, драматургический прием, И.Бергман, самоосмысление, художественное творчество.

Автор: Соловьева Мария Викторовна, аспирантка 2 курса ВГИК по специальности искусствоведение (теория драматургии); научный руководитель Р.М.Перельштейн, доктор искусствоведения, доцент кафедры драматургии кино.

 

Психологизм ранних картин Асгара Фархади

УДК 791.43-24

Аннотация: В статье рассматриваются первые работы одного из ведущих современных иранских режиссеров Асгара Фархади. При анализе фильмов подтверждается, что режиссеру удалось развить эстетические завоевания иранской «новой волны» 1990-х годов, сделать жанр психологической драмы одним из ведущих в современном иранском кино.

Ключевые слова: иранское кино, психологическая драма, Асгар Фархади, брак, супружеские отношения, семейные конфликты, иранская женщина.

Автор: Григорьева Наталья Геннадьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского и иностранных языков, ВГИК. 

 

КИНОБИЗНЕС | СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Финансирование кинематографии как высокорискового вида деятельности

УДК 336.6

Аннотация: В статье исследуются особенности финансирования кинематографии — одной из ведущих подотраслей культуры и искусства отрасли национальной экономики. Анализируются распространенные в отечественной и зарубежной практике методы и инструменты поддержки кинопроизводства. Раскрываются источники финансирования кинопроизводства, приводятся рекомендации по их применению в экономической деятельности. Обосновываются варианты активизации работы в сфере кинобизнеса, повышения доходности и снижения рисков венчурных проектов. Уделяется внимание развитию маркетинговых стратегий и рекламных бюджетов как необходимых элементов для активизации инноваций и инвестиционной деятельности в кинопроизводстве.

Ключевые слова: кинопроизводство, инвестирование, риск, доходность, финансовое обеспечение, цена, инновация, стратегия развития, маркетинг кино.

Автор: Молчанова Наталья Петровна, доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

 

Перспективы профессиональной подготовки продюсеров в контексте развития кинобизнеса в России

УДК 336.6

Аннотация: В статье раскрывается история введения в России одного из наиболее востребованных в рыночной экономике профессионального стандарта — подготовка продюсеров в области кино и телевидения. Рассматривается многоаспектность и междисциплинарность этой специальности при получении знаний в рамках образовательного процесса. Сопоставляются критерии подхода и методики обучения профессии в России и ряде зарубежных стран. Обусловливается необходимость введения в образование новых, сопряженных с продюсерством, специализаций в сфере кинопроизводства в связи с ускорением производственных процессов и развитием в России цифровой экономики.

Ключевые слова: кинобизнес, продюсерство, образовательный стандарт, девелопмент, дистрибьюция.

Автор: Сидоренко Виталий Игнатьевич, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой продюсерского мастерства, Почетный кинематографист.

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА

«Новая драма» в контексте исторического фильма

УДК 778.5

Аннотация: Статья повествует о месте и значении исторической темы в творчестве кинорежиссеров «новой драмы», рассматриваемой как часть проблемы формирования идентичности. Анализируется телесериал Кирилла Серебренникова «Дневник убийцы» (2002) — философская картина, которая выходит далеко за рамки стандартной ТВ-продукции и представляет собой один из лучших современных фильмов о русской революции.

Ключевые слова: телесериал, «новая драма», поствампиловская драматургия, современное российское кино, русская революция.

Автор: Кузьмина Лидия Викторовна, старший научный сотрудник Отдела современного экранного искусства Научно-исследовательского института (НИИ) киноискусства ВГИК.

 

 

* Для обсуждения с авторами проблематики статей, опубликованных в номере, просьба присылать письма на электронный адрес редакции: editor@vestnik-vgik.com 

© Перевод подготовлен Лабораторией зарубежного кино ВГИК.

×

Об авторах

журнала Редакция

ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова" (ВГИК)

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnik-vgik@vgik.info
Россия, 129226 Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Редакция ж., 2018



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах