Презентация авторов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Краткое представление авторов и содержания статей номера

Полный текст

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

От экранного документа — к поэтическому образу. Превращение смысла

УДК 791.43.01

Аннотация: Нет, казалось бы, более удаленных по смыслу понятий, чем документ и образ. Но мировая практика экранного документа опровергает это заблуждение. В статье рассматриваются специфические приемы выведения документального кадра из хроникальной повествовательности в пространство художественной образности, из которой соткана документальная кинопоэзия. На примерах оригинальных творческих почерков Д.Вертова, Й.Ивенса, А.Рене раскрываются пути формирования поэтического текста, основанного на экранном документе.

Ключевые слова: экранный документ, документальный образ, поэтическая структура, остранение, документальная кинопоэзия

Автор: Прожико Галина Семеновна, доктор искусствоведения, профессор, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова.

 

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

Инициация страхом как модель советской киносказки 1960-х годов

УДК 7.03

Аннотация: В статье анализируется героическое испытание страхом как фазы процесса инициации молодых героев-пионеров в контексте жанра осовремененной советской киносказки 1960-х годов. Изучение этой проблемы позволяет комплексно рассмотреть процесс трансформации жанра, связанный с историческим разрушением советского мифологического сознания.

Ключевые слова: советский кинематограф, сказка, страх, инициация, миф, «оттепель», «постоттепель».

Автор: Зернова Полина Юрьевна, лауреат Конкурса киноведческих работ в рамках 40-го Международного фестиваля ВГИК, студентка 4-го курса сценарно-киноведческого факультета ВГИК. Творческая мастерская — кандидата искусствоведения Т.В.Яковлевой.

 

Образ войны в кинематографе 1960-х. Рыцари без прошлого и будущего

УДК 778.5 с/р1960+778.5.044 с/р1941–1945

Аннотация: Анализ фильмов 1960-х годов о Великой Отечественной войне раскрывает романтические представления киноперсонажей о подвиге во время войны. В статье рассматривается кинематографический образ войны как взгляд поколения режиссеров, чьи представления о событиях 1941–1945 годов разделены временной дистанцией. Изображение войны средствами кинематографа периода «оттепели» выявляет неизбежное столкновение идеалистического сознания «юных рыцарей» с реалиями разрушительной силы войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, «оттепель», рыцари, идеалистический поэтизированный образ, временная дистанция.

Автор: Янушко Алена Владимировна, лауреат Конкурса киноведческих работ в рамках 40-го Международного фестиваля ВГИК, студентка 4-го курса сценарно-киноведческого факультета ВГИК. Творческая мастерская — кандидата искусствоведения Т.В.Яковлевой.

 

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

«Берлинские этюды» Б.М.Неменского и традиции русского изобразительного искусства

УДК 75«Неменский Б.»+9(47)2«1941-1945»

Аннотация: Статья посвящена творчеству одного из наиболее значительных мастеров современного изобразительного искусства — Б.М.Неменскому. Художник — участник Великой Отечественной войны, и эта тема стала главной в его творчестве. Серия «Берлинские этюды», относящаяся к ранним работам Б.М.Неменского, была создана в апреле — мае 1945 года. В ней документально запечатлены разные моменты боев за Берлин, первые дни после Победы. В статье рассматриваются аспекты передачи в живописных этюдах и рисунках драматического противостояния воюющих сторон, использование выразительных средств изобразительного языка — света, цвета, пространственного строя, всех элементов композиции.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, изобразительное решение, композиция, колорит, традиции отечественной культуры.

Автор: Клейменова Ольга Константиновна, доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории и теории изобразительных искусств, художественного факультета ВГИК.

 

Композиция серии творческих произведений художника как эмерджентная система

УДК 75.011.2

Аннотация: В статье рассматривается проблема композиции серии творческих работ художника. Понятие «серия» определяется как ряд произведений автора, наиболее полно характеризующих его творчество, что позволяет проследить динамику изменений художественного авторского замысла, критерии мировоззрения, технические особенности исполнения работ. Серийный подход обеспечивает более полное понимание творчества как целостного явления с учетом изменений и развития, позволяет глубоко оценить художественную значимость творчества художника.

Ключевые слова: композиция, художественные противоречия, мировоззренческая позиция, основной смысл творчества/

Автор: Свешников Александр Вячеславович, доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры рисунка и живописи Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А.Герасимова (ВГИК).

 

Выразительная функция цвета в современном неигровом кино

УДК 778.5.03.071

Аннотация: На примере работ режиссеров современного неигрового кино анализируется использование выразительной функции цвета как средства отражения эмоционального воздействия на зрителя. В процессе создания неигрового фильма цвет выступает как художественный инструмент эстетического видения автора. Хроматические и ахроматические свойства цвета являются компонентами изобразительного ряда, способствуя более глубокому восприятию экранного документа.

Ключевые слова: современное российское документальное кино, выразительные средства, восприятие, цвет, монохромное изображение, художественное видение, цветовая экспрессия.

Автор: Штандке Анастасия Александровна, аспирант кафедры киноведения ВГИК, 3-й год обучения.

 

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Персонаж в пространстве праздности. Опыт драматургического анализа кинопроизведения

УДК 791.43.01

Аннотация: В статье рассматривается прецедент создания неоднородного художественного пространства фильма, когда герой попадает в новую для него социальную реальность, мир элиты. Для описания природы и свойств этого пространства вводится концепт — «пространство праздности». Выявлен игровой характер «пространства праздности». Именно игра обусловливает время драматического действия, границы игрового поля и самое главное, устанавливает правила игры. Персонаж, не знающий или не признающий правил игры, шпильбрехер, сталкивается в пространстве праздности с коллективной солидарностью игроков. Он должен быть устранен за границу игрового поля. С этим связан мощный сюжетообразующий потенциал фильма.

Ключевые слова: художественное пространство, сюжет, пространство праздности, игровое пространство, шпильбрехер.

Автор: Мариевская Наталья Евгеньевна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры драматургии кино, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова.

 

МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ

Концепция латентной драматургии в современном иранском кинематографе

УДК 791.43/.45

Аннотация: В статье рассматривается принцип использования латентных приемов драматургии иранских фильмов, продиктованный реалиями иранского общества, запретами и цензурой, исламской идеологией. Другим источником для формирования этого приема является мироощущение иранских кинорежиссеров с их национально-традиционными культурными ценностями. Вкупе эти факторы порождают богатые скрытыми смыслами оригинальные иранские кинополотна.

Ключевые слова: конфликт, иранское кино, исламская культура, цензура, концепция скрытого, метафоричность, символичность.

Автор: Чиркина Мария Рудольфовна, преподаватель сценарно-киноведческого факультета ВГИК, член Гильдии сценаристов Союза кинематографистов РФ.

 

Звуковое пространство фильмов М.Гарроне: между вымыслом и реальностью

УДК 778.5.04.071:78+778.5И(Итал.)

Аннотация: Современный кинематограф располагает огромным арсеналом выразительных средств, позволяющих достигнуть определенного вида художественной условности репрезентируемого диегетического пространства. Одним из таких художественных средств кино является поиск формы звукозрительных отношений, обеспечивающих достоверность экранного действия. На примере фильмов итальянского режиссера М.Гарроне в статье рассматриваются особенности использования элементов звукового ряда в их взаимодействии с изображением, способы создания иллюзии документальности или правдоподобности вымысла фильмического действия.

Ключевые слова: чистовая фонограмма, звукозрительная достоверность, репрезентация реальности, итальянский кинематограф, художественная условность, аудиальная телесность.

Автор: Сорокина Юлия Викторовна, аспирант 2 года очной формы обучения, кафедра звукорежиссуры ВГИК.

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Телевизионная речь: поликодовый характер вербальных включений

УДК 654.197

Аннотация: Вербально-аудиальный ряд не является самостоятельным элементом телепроизведения, воспринимаясь зрителем в обязательном сочетании с видеорядом. Аудиальная речь поддерживает нарративную составляющую телезрелища как единого многоуровневого текста, присутствуя на экране в виде закадрового комментария (закадра) или прямого высказывания участника съемки, записанного синхронно с изображением говорящего (синхрона). Оба вида телевизионной медиаречи имеют поликодовую природу, выражающуюся в высечении семантически новых «третьих смыслов» при сопряжении словесной конструкции с динамичным видеорядом.

Ключевые слова: медиаречь, телевизионная речь, телевизионное произведение, поликодовость, нарратив, аттракцион.

Автор: Кемарская Ирина Николаевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского сектора Академии медиаиндустрии.

 

Для обсуждения с авторами проблематики статей, опубликованных в номере,

просьба присылать письма на электронный адрес редакции: vestnik-vgik@vgik.info

 

© Перевод подготовлен Лабораторией зарубежного кино ВГИК.

×

Об авторах

статья Редакционная

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова» (ВГИК)

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnik-vgik@vgik.info
Россия, 129226 Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Редакционная с., 2020



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах