Презентация авторов

Обложка

Полный текст

Полный текст

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

Парадоксы деконструкции в постмодернистской эстетике и художественном кинематографе

УДК 7.01

Аннотация: В статье представлены размышления над ключевыми тезисами Ж.Деррида в отношении термина «деконструкция» как некой универсальной модели творчества и практического воплощения некоторых базовых принципов модели, которые обретают специфическую направленность в художественной практике таких выдающихся режиссеров современности, как М.Ханеке, А.Герман-старший, К.Рейгадос. Статья не претендует на завершенность и не предполагает окончательных выводов, поскольку написана скорее в бартовском режиме «ответствующего вопроса».

Ключевые слова: деконструкция, «изобретательная деконструкция», декомпозиция/рекомпозиция, интеллигибельность, агрессия дискурса

Автор: Клюева Людмила Борисовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры киноведения сценарно-киноведческого факультета Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК).

 

Структура лабиринта: сложность сюжетного построения как проблема теории драматургии

УДК 778.5.04.072:8.011

Аннотация: Формирование драматургической основы кинопроизведения происходит с учетом возможности зрителя воспринять те или иные художественные формы, при этом кинодраматург ищет форму, наиболее полно выражающую содержание. Таким образом, автор сценария балансирует между привычным и неожиданным, простым (в иных случаях шаблонным) и сложным. Введение в структуру такой пространственной модели, как лабиринт, видимо, связано с рисками нарушения этого хрупкого равновесия. В статье ставится проблема соответствия сложно организованного пространства фильма его содержанию, художественному конфликту.

Ключевые слова: лабиринт, сюжет, структура, кинематографическое произведение, художественное пространство фильма.

Автор: Касмынин Алексей Иванович, выпускник магистратуры сценарно-киноведческого факультета ВГИК, соискатель ученой степени кандидата наук, 2-й год обучения, кафедра драматургии кино Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК).

 

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

Историческая травма как источник гротескной образности в кинематографе

УДК 778.5.04.072

Аннотация: В статье исследуется совокупность элементов приема гротеска в кинематографе. Анализируется характер признаков трансгрессии и амбивалентности в ряде киносюжетов, возникающих при показе на экране таких исторических событий, как мировые войны, катастрофы, катаклизмы. Масштабные преобразования, вызванные активно развивающимся научно-техническим прогрессом, можно также рассматривать как историческую травму социума в связи с развитием этапа цифровой цивилизации.

Ключевые слова: гротеск, трансгрессия, историческая травма, сценарий, образ хронотопа, драматургический конфликт.

Автор: Бабина Анастасия Евгеньевна, аспирант, 3-й год очной формы обучения, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК).

 

Кинотрюк как пластическая метафора в киноэпопее «Освобождение»

УДК 778.5.01(014)

Аннотация: На примере киноэпопеи «Освобождение» (1968–1971) рассматриваются виды и приемы трюкодемонстрации в советском кино, ставшей сюжетно-смысловой и пластической метафорой по степени выразительности, оказавшей влияние на повествование игровых фильмов о Великой Отечественной войне (1941–1945) в целом. Трюки, использованные в киноэпопее режиссером-постановщиком Ю.Н.Озеровым и кинооператором И.М.Слабневичем, реальных участников фронтовых сражений, придали аутентичность мизансценам, воспроизводящим на экране трагедию войны, способствовали формированию экранного образа Воина-освободителя.

Ключевые слова: киноэпопея, трюкодемонстрация, Великая Отечественная война, пластическая метафора, кинотрюк.

Автор: Данилов Джан Иосифович, ведущий редактор научного журнала «Вестник ВГИК».

 

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

Проблемы видения образа героя-современника в неигровом кино

УДК 778.5.03.01

Аннотация: На примерах отечественных неигровых лент в статье анализируются отличительные черты восприятия образа героя-современника авторами и зрительской аудиторией. Вследствие развития цифровых технологий проблема видения героя в экранном документе обретает новые формы: в контексте выявляются определенные противоречия между представлениями автора и чертами портрета создаваемого героя. Проблема взаимодействия автора, героя и зрителя в искусстве рассматривается в контексте обращения к опыту мастеров художественной практики в других видах искусств.

Ключевые слова: современное российское документальное кино, герой, восприятие, социальная оценка, портрет, видение, зрительская аудитория.

Автор: Штандке Анастасия Александровна, аспирант кафедры киноведения, 3-й год обучения, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК).

 

Интертекстуальность звукового пространства в спектаклях режиссера Д.Е.Волкострелова

УДК 778.5.01(014)

Аннотация: В статье рассматриваются два спектакля режиссера Д.Волкострелова «В прошлом году в Мариенбаде» и «Приговоренный к смерти бежал», в основе которых лежат не драматургические, а экранные тексты (фильмы). Предметом исследования является звуковое пространство спектаклей, а главными задачами — исследование системных связей отдельных компонентов звукового ландшафта внутри спектаклей и сопоставление сценического звукового пространства с исходными текстами кинофильмов.

Ключевые слова: фильм как текст, диегезис спектакля, металепсис, Дмитрий Волкострелов, интертекст, звуковое пространство спектакля.

Автор: Осеева Юлия Андреевна, аспирант, 3-й год очного обучения кафедры русского театра, Российский государственный институт сценических искусств.

 

Композиционные задачи учебного рисунка

УДК 372.874

Аннотация: Преподавание рисунка на художественном факультете ВГИК имеет свою специфику, обусловленную необходимостью подготовки студентов к будущей работе на киностудии, где они в контакте с режиссером и оператором будут создавать образное решение фильма. В статье рассматриваются наиболее важные задачи этого вида деятельности: набросок и зарисовка, единство контрастов, проблема движения и времени, организация плоскости и пространства. Также показано, что наряду с рациональным подходом (рассуждением), необходимо развивать интуицию, так как работа как бы сама диктует выбор того или иного способа решения учебной задачи.

Ключевые слова: композиция, решение задачи плоскости и пространства, художественная интуиция.

Автор: Свешников Александр Вячеславович, доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры рисунка и живописи Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А.Герасимова (ВГИК).

 

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Возможна ли философия кино, и какие аспекты могут стать ее предметом?

УДК 778.5.01

Аннотация: Статья анализирует разработку научного направления «философия кино», необходимого в силу активизации философских подтекстов авторского кино и его связей с философией жизни, — экзистенциализмом, постмодернизмом и другими течениями. Философского исследования требуют три конкретные проблемы: первая — кинематографический опыт, вторая — время в кинематографе, третья — вопрос о телесности в кино в результате вторжения технологий в коммуникацию кино с массовой аудиторией.

Ключевые слова: философия кино, Ж.Делёз, А.Бергсон, философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм, время, авторское кино, кинематографический опыт, телесность.

Авторы:

Хренов Николай Андреевич, доктор философских наук, профессор, заведующий Сектором художественных проблем медиа, отдел медийных и массовых искусств ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» Министерства культуры РФ.

Хренов Андрей Николаевич, кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского сектора ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии».

 

МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ

Визуальные коммуникации «Красного мая» во Франции ХХI века: лозунги, плакаты, кинематограф

УДК 004.9+778.5.01(014)

Аннотация: В статье анализируется влияние визуальных коммуникаций, сформировавшихся во Франции в ходе майских событий 1968 года, на современную французскую культуру. Изучение этой проблемы позволяет составить научное представление об особенностях визуальной символики протеста, графического искусства и кинематографа, появившихся после забастовок «Красного мая».

Ключевые слова: визуальные коммуникации, май 1968, плакат, лозунг, кинематограф Франции.

Автор: Макарова Мария Евгеньевна, бакалавр факультета журналистики, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Современный телесериал: нарративные и жанровые метаморфозы

УДК 316.773.4

Аннотация: Статья посвящена анализу принципов формирования и развития нарративных моделей в современной индустрии телесериала как специфической фазы в глобальной эскалации социокультурной рефлексии, характеризующейся особым способом воздействия на массовую зрительскую аудиторию. Сериальный процесс выступает в качестве мощного культуромоделирующего инструментария, позволяющего каталогизировать в повествовательных формах массивные информационные пласты, пребывающие в процессе экспоненциальных трансформаций культурно-исторического опыта. Обосновывается гипотеза об эксплицитно-имплицитном принципе организации жанрового сериального диегезиса, позволяющего формировать особого рода зрительские акциденции.

Ключевые слова: телесериал, нарративная модель, жанр, сюжет, диегезис, мотив, конфликт, форма, содержание.

Автор: Пархоменко Яна Александровна, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой сценарного мастерства ФГБУ ДПО «Академия медиаиндустрии».

 

 

Для обсуждения с авторами проблематики статей, опубликованных в номере, просьба присылать письма на электронный адрес редакции: vestnik-vgik@vgik.info

 

© Перевод подготовлен Лабораторией зарубежного кино ВГИК.

×

Об авторах

статья Редакционная

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnik-vgik@vgik.info
Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Редакционная с., 2021



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах