Том 12, № 1 (2020)

ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

Кинематограф XXI века: молодежный форум

Редакционная с.
Вестник ВГИК. 2020;12(1):6
pages 6 views

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

Борьба за Дальний Восток в интерпретации братьев Васильевых

Ростоцкая М.А.

Аннотация

Фильм братьев Г. и С. Васильевых «Волочаевские дни» анализируется как яркий образец пропагандистской культуры второй половины 1930-х годов. Раскрывается, как на основе трансформации фактов и воспоминаний участников исторических событий создавался идеологический миф, где успех фильма у зрителей обоснован его связью с народной культурой.

Вестник ВГИК. 2020;12(1):8-20
pages 8-20 views

Остановка в пути? Проблемы неигрового кино в первое десятилетие после миллениума

Прожико Г.С.

Аннотация

В статье исследуются творческие процессы в российской документалистике первого десятилетия ХХI века, основанные на стремлении кинематографистов найти новые пути исследования когнитивных способностей и потребностей человека. Представлена широкая тематическая панорама документального кинопортрета этого десятилетия. Проводится также анализ разных направлений поисков в области структуры жанровых форм неигрового кино: манифестация, конструкция, документальная драма, авторское художественное сочинение.

Вестник ВГИК. 2020;12(1):21-32
pages 21-32 views

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

Историческое время и образ дома в творчестве А.Н. Сокурова

Клименко Н.В.

Аннотация

В статье рассматривается одна из ключевых категорий художественного времени в фильмах А.Н.Сокурова — историческое время. Исследуются способы передачи режиссером эмпирического времени в ряде его фильмов, особое внимание уделяется документальной картине «Московская элегия». Такой комплексный подход дает возможность выявить способы репрезентации исторического времени через создание сложного пространства, воплощенного в образе дома, а также позволяет раскрыть причинно-следственную связь исторических событий и пространства жизни человека в фильмах Сокурова.

Вестник ВГИК. 2020;12(1):34-44
pages 34-44 views

Российский кинематограф: скромное обаяние пустого персонажа?

Мариевская Н.Е.

Аннотация

В статье вводится концепт «пустой персонаж», обладающий особой, крайне скудной пространственной и временной формой. Он не способен ни к рефлексии, ни к саморефлексии, в принципе он не восприимчив и к внешней реальности. В статье обосновывается, что введение в сюжет фильма пустого персонажа соотносится с направлением неосентиментализма в современном искусстве.

Вестник ВГИК. 2020;12(1):45-60
pages 45-60 views

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

Социальная проблематика в творчестве начинающих режиссеров-документалистов

Штандке А.А.

Аннотация

На примере работ конкурса неигрового кино 39-го Международного студенческого фестиваля ВГИК, прошедшего в год 100-летия вуза, в статье анализируется социальная проблематика, получившая отражение в документальных лентах режиссеров, только вступающих на профессиональный путь. Выявляются используемые ими визуальные и звуковые приемы художественно-выразительной репрезентации социальных проблем, рассматриваются признаки использования междисциплинарного подхода, новаторских решений при создании образной выразительности тематического сюжета в документальном кино.

Вестник ВГИК. 2020;12(1):62-73
pages 62-73 views

Драматургия образа персонажа дьявола-искусителя в кино

Батова М.А.

Аннотация

В статье рассматриваются драматургические приемы создания образа дьявола в кинопроизведениях. Основной характеристикой исследуемого персонажа является склонность к манипуляциям, которая формирует неоднозначность его образа, скрывающегося под маской, стремящегося получить власть над своей жертвой.

Вестник ВГИК. 2020;12(1):74-84
pages 74-84 views

Эмерджентность целостного художественного образа

Свешников А.В.

Аннотация

Эта статья — заключительная в серии публикаций о композиции в изобразительном искусстве (предыдущие опубликованы в № 4 (38), 2018; № 2 (40), 2019). На этот раз в тексте обосновывается, что похожие символические изображения могут иметь разное семантическое значение в зависимости от мировоззрения и установки зрителя, что значение отдельного элемента зависит от контекста и обладает многозначностью. Рассматривается также проблема композиции как текста, организованного сложными взаимосвязями элементов-символов, образующими целостность художественной формы со свойственным ей «сверхсмыслом», выходящим за пределы суммы смыслов отдельных частей изображения. Внимание уделяется практическому опыту учащихся при создании композиции, оперирующих знаками, символами, мифологемами, которые трансформируют изобразительный текст в целостную форму. Подчеркивается, что информация пробуждает у воспринимающего «сверхсмысл» новые мысли, чувства и понимание, схожие с озарением.

Вестник ВГИК. 2020;12(1):85-96
pages 85-96 views

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Современное искусствознание как гуманитарная наука в ситуации культурологического поворота

Хренов Н.А.

Аннотация

В статье (часть пятая; предыдущие части в № 1 (39), 2019; № 2 (40), 2019; № 3 (41), 2019; № 4 (42), 2019) обсуждается актуальная проблема современной науки об искусстве, связанная с взаимоотношениями между историей и теорией искусства. До настоящего времени предмет теории искусства как субдисциплины искусствознания, в отличие от предмета истории искусства, оказывался неопределенным. В статье фиксируются процессы, происходившие во время лингвистического и культурологического поворотов в гуманитарных науках, уточняется предмет теории искусства и аргументируется тезис об особой значимости этой субдисциплины в переходные эпохи.

Вестник ВГИК. 2020;12(1):98-115
pages 98-115 views

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА

Библиотека ВГИК

Редакционная с.

Аннотация

Редакционная статья

Вестник ВГИК. 2020;12(1):116
pages 116 views

МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ

Экранизация повести Сэлинджера в переводе на фарси

Григорьева Н.Г.

Аннотация

В статье анализируется фильм «Пари» иранского режиссера Дариуша Мехрджуи, снятый по двум рассказам Дж.Д. Сэлинджера, объединенным писателем в повесть «Фрэнни и Зуи». Проблема взаимодействия высокоодаренной личности с миром обывателя, поставленная Сэлинджером в литературном источнике, оказалась актуальной для Ирана 1990-х. Именно в это время в иранском кинематографе появляются новые герои — молодые образованные женщины и ветераны ирано-иракской войны. Сохранив оригинальные диалоги, Мехрджуи, тем не менее, внес в повествование ряд существенных изменений, которые погружают зрителя в совершенно отличное от сэлинджерского мировоззрение.

Вестник ВГИК. 2020;12(1):118-127
pages 118-127 views

ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Трансмедийный сторителлинг: примета цифровой медиасреды

Бакулев Г.П.

Аннотация

В статье рассматривается проблема практической реализации инновационной технологии трансмедийного сторителлинга, предложенной Г. Дженкинсом в контексте процессов конвергенции/деконвергенции, наблюдающихся в индустрии цифровых медиа. Идея трансмедийного сторителлинга заключается в нелинейном распределении глобального сюжета на разных медиаплатформах частями, которые не повторяют, но дополняют друг друга. Достоинства этого подхода прослеживаются в формате телевизионного драматического сериала, вокруг которого можно выстроить целую нарративную Вселенную с помощью разнообразных расширений, таких как игры, веб-сериалы, эпизоды для мобильных устройств и т. д. В статье отмечается, что такая сюжетная структура, включающая сериал и его расширения, создает иммерсивный эффект и вовлекает аудиторию в совместное производство смыслов.

Вестник ВГИК. 2020;12(1):130-140
pages 130-140 views

Приемы композиционного заполнения пространства телевизионного кадра

Шабалин В.В.

Аннотация

В статье рассматриваются возможности моделирования экранного пространства при построении визуальной основы современного телевизионного кадра. Анализируется его композиция, взаимосвязь с введенными визуальными компонентами (цветовые полосы, копии частей изображения, графика, элементы полиэкрана, линии), предстающими в нестандартном решении образного поля конструкта телерепортажа. Обосновывается использование этих выразительных компонентов в репрезентации объективной действительности на телеэкране, придании эмоциональной вовлеченности аудитории в просмотр.

Вестник ВГИК. 2020;12(1):141-150
pages 141-150 views

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА

Библиотека ВГИК

Редакционная с.
Вестник ВГИК. 2020;12(1):151
pages 151 views

SUMMARY | ПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРОВ

Редакционная статья

Редакция ж.

Аннотация

Краткое представление авторов и содержания статей номера

Вестник ВГИК. 2020;12(1):152-157
pages 152-157 views

РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОРАМ

Рекомендации авторам

Редакционная с.
Вестник ВГИК. 2020;12(1):158-160
pages 158-160 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах