Том 12, № 4 (2020)

ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

В преддверии новогодних праздников

Редакционная с.
Вестник ВГИК. 2020;12(4):6-6
pages 6-6 views

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

От экранного документа — к поэтическому образу. Превращение смысла

Прожико Г.С.

Аннотация

Нет, казалось бы, более удаленных по смыслу понятий, чем документ и образ. Но мировая практика экранного документа опровергает это заблуждение. В статье рассматриваются специфические приемы выведения документального кадра из хроникальной повествовательности в пространство художественной образности, из которой соткана документальная кинопоэзия. На примерах оригинальных творческих почерков Д.Вертова, Й.Ивенса, А.Рене раскрываются пути формирования поэтического текста, основанного на экранном документе.

Вестник ВГИК. 2020;12(4):8-19
pages 8-19 views

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА

Библиотека ВГИК

Редакционная с.
Вестник ВГИК. 2020;12(4):20-20
pages 20-20 views

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

Инициация страхом как модель советской киносказки 60-х годов

Зернова П.Ю.

Аннотация

В статье анализируется героическое испытание страхом как фазы процесса инициации молодых героев-пионеров в контексте жанра осовремененной советской киносказки 1960-х годов. Изучение этой проблемы позволяет комплексно рассмотреть процесс трансформации жанра, связанный с историческим разрушением советского мифологического сознания.

Вестник ВГИК. 2020;12(4):22-31
pages 22-31 views

Образ войны в кинематографе 60-х. Рыцари без прошлого и будущего

Янушко А.В.

Аннотация

На материале фильмов о Великой отечественной войне периода оттепели раскрывается идея романтического представления юных героев о подвиге на войне. В статье рассматривается кинематографический образ войны как взгляд нового поколения режиссёров, разделённых временной дистанцией с событиями 1941-1945 годов. Изображение войны средствами кинематографа оттепели – неизбежное столкновение идеалистического сознания юных рыцарей с разрушительной силой войны.

Вестник ВГИК. 2020;12(4):32-43
pages 32-43 views

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА

Библиотека ВГИК

Редакционная с.
Вестник ВГИК. 2020;12(4):44-44
pages 44-44 views

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

«Берлинские этюды» Б.М.Неменского и традиции русского изобразительного искусства

Клейменова О.К.

Аннотация

Статья посвящена творчеству одного из наиболее значительных мастеров современного изобразительного искусства — Б.М.Неменскому. Художник — участник Великой Отечественной войны, и эта тема стала главной в его творчестве. Серия «Берлинские этюды», относящаяся к ранним работам Б.М.Неменского, была создана в апреле-мае 1945 года. В ней документально запечатлены разные моменты боев за Берлин, первые дни после Победы. В статье рассматриваются аспекты передачи в живописных этюдах и рисунках драматического противостояния воюющих сторон, использование выразительных средств изобразительного языка — света, цвета, пространственного строя, всех элементов композиции.

Вестник ВГИК. 2020;12(4):46-58
pages 46-58 views

Композиция серии творческих произведений художника как эмерджентная система

Свешников А.В.

Аннотация

В статье рассматривается проблема композиции серии творческих работ художника. Понятие «серия» определяется как ряд произведений автора, наиболее полно характеризующих его творчество, что позволяет проследить динамику изменений художественного авторского замысла, критерии мировоззрения, технические особенности исполнения работ. Серийный подход обеспечивает более полное понимание творчества как целостного явления с учетом изменений и развития, позволяет глубоко оценить художественную значимость творчества художника.

Вестник ВГИК. 2020;12(4):59-71
pages 59-71 views

Выразительная функция цвета в современном неигровом кино

Штандке А.А.

Аннотация

На примере работ режиссеров современного неигрового кино анализируется использование выразительной функции цвета как средства отражения эмоционального воздействия на зрителя. В процессе создания неигрового фильма цвет выступает как художественный инструмент эстетического видения автора. Хроматические и ахроматические свойства цвета являются компонентами изобразительного ряда, способствуя более глубокому восприятию экранного документа.

Вестник ВГИК. 2020;12(4):72-81
pages 72-81 views

ЧИTAЛЬHЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА

Библиотека ВГИК

Редакционная с.

Аннотация

Информация о новых печатных изданиях ВГИК

Вестник ВГИК. 2020;12(4):82-82
pages 82-82 views

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Персонаж в пространстве праздности. Опыт драматургического анализа кинопроизведения

Мариевская Н.Е.

Аннотация

В статье рассматривается прецедент создания неоднородного художественного пространства фильма, когда герой попадает в новую для него социальную реальность, мир элиты. Для описания природы и свойств этого пространства вводится концепт — «пространство праздности». Выявлен игровой характер «пространства праздности». Именно игра обусловливает время драматического действия, границы игрового поля и самое главное, устанавливает правила игры. Персонаж, не знающий или не признающий правил игры, шпильбрехер [1], сталкивается в пространстве праздности с коллективной солидарностью игроков. Он должен быть устранен за границу игрового поля. С этим связан мощный сюжетообразующий потенциал фильма.

 

[1] Шпильбрехер — по Хёйзинга, «участник игры, который действует вопреки правилам или обходит их, это нарушитель игры, шпильбрехер» // Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. С. 36.

Вестник ВГИК. 2020;12(4):84-106
pages 84-106 views

МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ

Концепция латентной драматургии в современном иранском кинематографе

Чиркина М.Р.

Аннотация

В статье рассматривается принцип использования латентных [1] приемов драматургии иранских фильмов, продиктованный реалиями иранского общества, запретами и цензурой, исламской идеологией. Другим источником для формирования этого приема является мироощущение иранских кинорежиссеров с их национально-традиционными культурными ценностями. Вкупе эти факторы порождают богатые скрытыми смыслами оригинальные иранские кинополотна.

 

[1] Термин «латентность» (от лат. latentis — скрытый, невидимый) — свойство объектов или процессов находиться в скрытом состоянии, не проявляя себя явным образом. — Прим. авт.

Вестник ВГИК. 2020;12(4):108-122
pages 108-122 views

Звуковое пространство фильмов М.Гарроне: между вымыслом и реальностью

Сорокина Ю.В.

Аннотация

Современный кинематограф располагает огромным арсеналом выразительных средств, позволяющих достигнуть определенного вида художественной условности репрезентируемого диегетического пространства. Одним из таких художественных средств кино является поиск формы звукозрительных отношений, обеспечивающих достоверность экранного действия. На примере фильмов итальянского режиссера М.Гарроне в статье рассматриваются особенности использования элементов звукового ряда в их взаимодействии с изображением, способы создания иллюзии документальности или правдоподобности вымысла фильмического действия. 

Вестник ВГИК. 2020;12(4):123-136
pages 123-136 views

ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Телевизионная речь: поликодовый характер вербальных включений

Кемарская И.Н.

Аннотация

Вербально-аудиальный ряд не является самостоятельным элементом телепроизведения, воспринимаясь зрителем в обязательном сочетании с видеорядом. Аудиальная речь поддерживает нарративную составляющую телезрелища как единого многоуровневого текста, присутствуя на экране в виде закадрового комментария (закадра) или прямого высказывания участника съемки, записанного синхронно с изображением говорящего (синхрона). Оба вида телевизионной медиаречи имеют поликодовую природу, выражающуюся в высечении семантически новых «третьих смыслов» при сопряжении словесной конструкции с динамичным видеорядом. 

Вестник ВГИК. 2020;12(4):138-148
pages 138-148 views

КНИЖНАЯ ПОЛКА | ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Библиотека ВГИК

Редакционная с.

Аннотация

Монографии профессорско-преподавательского состава ВГИК

Вестник ВГИК. 2020;12(4):149-149
pages 149-149 views

ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | ПРАКТИКУМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Выставка курсовых работ студентов 3 курса Художественного факультета ВГИК

Редакционная с.

Аннотация

Представляем вашему вниманию выставку курсовых работ студентов 3 курса художественного факультета ВГИК. Мастерская художников-постановщиков мультипликационного фильма. Мастер – Татьяна Ильина. 2020 год

Вестник ВГИК. 2020;12(4):150-151
pages 150-151 views

SUMMARY | ПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРОВ

Презентация авторов

Редакционная с.

Аннотация

Краткое представление авторов и содержания статей номера

Вестник ВГИК. 2020;12(4):152-157
pages 152-157 views

РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОРАМ

Рекомендации авторам

Редакционная с.
Вестник ВГИК. 2020;12(4):158-160
pages 158-160 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах