Том 11, № 2 (2019)

ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

Дни ВГИК в Республике Сербия

Аннотация

Визит делегации ВГИК в Республику Сербия и взаимный обмен опытом с коллегами  был плодотворным. обмен опытом был плодотворным. Программа юбилейных мероприятий включала мастер-классы, совместные занятия и класс-концерт студентов Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова и Факультета драматического искусства Белградского университета (FDU), а также показ кинофильмов выпускников и студентов ВГИК.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):6-6
pages 6-6 views

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

Среда кинозрелища. Архитектура первых кинотеатров в России

Анисимов А.В.

Аннотация

С появлением кино как нового вида искусства актуализировался вопрос о формировании комфортной среды для кинопросмотров. В статье обосновываются особенности первых спроектированных зданий для демонстрации кино, архитектурные отличия первых кинотеатров в Санкт-Петербурге и Москве, где использовались элементы театральной архитектуры, эклектика ресторанного дизайна, смешанные с деталями уходящего стиля модерн.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):8-20
pages 8-20 views

Отечественная документалистика на рубеже веков

Прожико Г.С.

Аннотация

В статье обосновываются творческие проблемы экранного языка отечественной документалистики на рубеже веков, производство которой протекает в условиях изменившейся системы создания и продвижения фильмов. Анализируются вопросы смены парадигмы отношений автора и героя, эволюции приемов выразительности экранного документа данного периода.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):21-32
pages 21-32 views

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

«Турксиб» как экологическое послание

Беркова Н.Н.

Аннотация

Документальный фильм В.Турина «Стальной путь. Турксиб» (1929) анализируется с позиций отражения проблематики взаимодействия природы и общества. При сравнении с кинолентами авангардистов актуализируются как особенности киноязыка фильма, так и подход к съемке этнографических мизансцен, обжитых и девственных природных ландшафтов. Обосновывается характер установок преобразователей края, ведущих к смене ценностных приоритетов того времени, в частности, к «усмирению упрямой природы». Раскрывается значение фильма как экологического послания.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):34-42
pages 34-42 views

VR-кинематограф. Сновидческая природа виртуального зрелища

Новиков В.Н.

Аннотация

В статье анализируются: значение термина «иммерсия» применительно к современной кинематографии, особенности физиологических ощущений человека при его восприятии художественно-развлекательного VR-контента, воздействие на зрителя сферического видео 360°. Обращение к теме обусловлено тем, что в состоянии иммерсии человек психологически не воспринимает экран как ретранслятор искусственно созданной реальности, а как бы ментально «сливается» с экранным сюжетом. Это состояние зрителя наиболее точно расшифровывает понятие «сновидческое Я», определяющее как художественный концепт аудиовизуального произведения, так и степень эмоционального погружения индивида в VR-контент.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):43-52
pages 43-52 views

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

Образ князя Мышкина в национальной экранной интерпретации

Рябоконь А.В.

Аннотация

Исследование посвящено экранизациям романа «Идиот» Ф.М.Достоевского, которые были созданы отечественными режиссерами в разные культурно-исторические периоды. Фильмы, вышедшие на экран с 1910 по 2003 год, анализируются в хронологическом порядке с тем, чтобы проследить представленность в национальном сознании типологических характеристик князя Мышкина (Князя Христа) как одного из ключевых образов русской культуры.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):54-63
pages 54-63 views

Звуковой мир отчужденного киноперсонажа

Русинова Е.А.

Аннотация

В современном обществе отчуждение - одна из актуальных проблем, затрагивающая все большее количество людей. Не случайно эта тема стала предметом художественного осмысления в произведениях многих видов искусства, в том числе кинематографа. В статье рассматриваются визуальные и звуковые приемы, семантика слова и музыки в контексте экранного образа отчужденного киноперсонажа, его внутреннего и окружающего мира.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):64-78
pages 64-78 views

Ракурс киносъемки как прием создания метафорического контекста фильма

Коробко Р.В.

Аннотация

На примере документального фильма-эксперимента «Анна: от 6 до 18» (19801993), созданного кинорежиссером Н.С.Михалковым, в статье анализируется понятие «изобразительный ракурс» киносъемки как ведущий прием выразительности метафорического контекста самоидентификации киноперсонажа. Вы является многоаспектность авторской концепции, отражающая современную отечественную социокультурную ситуацию с помощью ракурса и пространственных, линейно-тональных и временных киноизобразительных средств.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):79-86
pages 79-86 views

Актуальные проблемы композиции художественного изображения

Свешников А.В.

Аннотация

В статье рассматривается композиция изображения как особого текста, имеющего смысловое значение в контексте диалога художника и зрителя. Такой текст состоит из отдельных элементов - композитов с их сложной взаимосвязью, задающей особую последовательность восприятия. При организации целостной композиции возникает интегральный образный смысл, выходящий за рамки простой суммы изображенных элементов. Задача педагога - помочь студенту построить целостно организованный образ, что в корне отличается от обычного размещения изображения на листе.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):87-99
pages 87-99 views

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА

Библиотека ВГИК

Аннотация

Библиотека ВГИК

Вестник ВГИК. 2019;11(2):100
pages 100 views

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Современное искусствознание как гуманитарная наука в ситуации культурологического поворота

Хренов Н.А.

Аннотация

В статье (часть вторая, начало в № 1(39), 2019) обсуждается актуальная проблема современной науки об искусстве, связанная со взаимоотношениями между историей и теорией искусства. До настоящего времени предмет теории искусства как субдисциплины искусствознания, в отличие от предмета истории искусства, не определен. Фиксируя процессы, происходившие во время лингвистического и культурологического поворотов в гуманитарных науках, в статье уточняется предмет теории искусства, обосновывается тезис об особой значимости этой субдисциплины в переходные эпохи.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):102-115
pages 102-115 views

Архетип героя в контексте неомифологизма современной экранной культуры

Строева О.В.

Аннотация

В статье рассматривается образ героя неомифологического поля массовой экранной культуры. Внимание уделяется основным чертам архетипа героя и культурологическим смыслам, составляющим это понятие, анализируются образы неомифологических героев современности на примере массового и авторского кинематографа.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):116-126
pages 116-126 views

МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ

Экзистенциальная проблематика в кинематографе Педру Кошты

Санду В.О.

Аннотация

В статье рассматривается экзистенциальная проблематика и образы духовного в кинематографе португальского режиссера Педру Кошты. Анализируются четыре фильма, посвященные району Фонтаньяш, они характеризуют усложнение творческого метода режиссера, увеличение абстрактности пространственно-временных структур аудиовизуальных произведений. Обосновывается конфликт индивидуального и социального «Я», который, разрастаясь до мифа, приводит героя к жизненному краху, что становится предметом художественной фиксации режиссера.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):128-138
pages 128-138 views

ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Художественные особенности многосерийных телефильмов о Великой Отечественной войне

Шергова К.А., Мурадов А.Б.

Аннотация

В статье рассматриваются художественные решения в четырех телесериалах, посвященных Великой Отечественной войне, которые вышли на экран в 2004 году и во многом предопределили дальнейшее развитие телеповествований той же тематики. Анализируемые телесериалы, с одной стороны, ответ на общественный запрос в плане зрительских ожиданий, с другой - «диалог» с картинами, снятыми ранее о трагедии войны.

Вестник ВГИК. 2019;11(2):140-152
pages 140-152 views

SUMMARY | ПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРОВ

Редакционная статья

Аннотация

Краткое представление авторов и содержания статей номера

Вестник ВГИК. 2019;11(2):153-157
pages 153-157 views

РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОРАМ

Рекомендации авторам

Редакционная с.
Вестник ВГИК. 2019;11(2):158-160
pages 158-160 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах