Вестник ВГИК
Научный рецензируемый журнал в области экранных искусств
Научные специальности
- Искусствоведение (17.00.03 – Кино-, теле- и другие экранные искусства)
- Философские науки (09.00.04 – Эстетика)
Главный редактор
- Светлана Леонидовна Уразова, доктор филологических наук, доцент
Публикации
- Ежеквартально (4 выпуска в год) с 2009 года
Индексация
Описание журнала
Научный журнал «Вестник ВГИК» публикует оригинальные авторские статьи по результатам научных исследований в области развития экранных искусств. Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ.
Тематика издания – анализ эволюции аудиовизуального образа, его представленность в экранных искусствах в эпоху цифровизации, изучение профессионального опыта, накопленного в разных областях знаний отечественного и зарубежного производства фильмов за историю развития кино, анимации, мультимедиа.
Актуальны также исследования по художественной эстетике и культурологи экранной продукции, интеграции экранной культуры в цивилизационные процессы, взаимодействию с аудиторией. Изучению экономики фильмопроизводства, основам менеджмента и моделей управления в сфере кино и ТВ как ведущих отраслей-производителей экранного искусства придается особое значение.
Статьи публикуются на русском языке и сопровождаются расширенным резюме на английском. Издание предназначено для докторов и кандидатов наук, аспирантов, изучающих тенденции развития кинематографа в России и за рубежом, работников российских и зарубежных вузов, интересующихся достижениями научной мысли в области экранных искусств. В журнале печатаются работы научных и педагогических работников, докторантов, аспирантов и студентов. В «Вестнике ВГИК» также публикуется информация о научной жизни факультетов ВГИК, о конференциях и дискуссиях, проходящих в институте, о книгах, учебниках и учебных пособиях, авторами которых выступают сотрудники ВГИК.
Цель журнала – распространение среди представителей российского и зарубежного академического сообщества теоретических знаний, новаторских достижений в области кино-, теле- и других экранных искусств, обеспечивающих этой сфере деятельности инновационное развитие.
Издатель
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова» (ВГИК)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-33969 от 07.11.2008 г.
Объявления Ещё объявления...
XXV Международный конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ)Размещено: 15.11.2021
23-24 ноября 2021 года в Москве на ВДНХ (пав. 57) пройдет XXV Международный конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) |
|
XI Всероссийский конкурс достижений талантливых обучающихся «Поколение науки»Размещено: 12.05.2021
Поздравляем аспирантку 2 года обучения Цетлину Викторию (научный руководитель - доктор философских наук, профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры Маньковская Надежда Борисовна) и студентку 3-го курса сценарно-киноведческого факультета кафедры киноведения Зернову Полину (а, также ее научного руководителя - кандидата искусствоведения, доцента кафедры киноведения Яковлеву Татьяну Витальевну) с присуждением звания Дипломантов III степени XI Всероссийского конкурса достижений талантливых обучающихся «Поколение науки». |
|
В рамках Сеанса памяти Международного фестиваля фильмов о правах человека «СТАЛКЕР» (кинопроект, задуманный во ВГИКе 40 лет назад)Размещено: 10.12.2020
13 декабря 2020 года в Белом зале Дома кино состоится показ, посвященный 95-летию со дня рождения выдающегося советского и российского кинорежиссёра, сценариста, актёра и педагога, Народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии РФ, Почётного члена Российской академии художеств Марлена Мартыновича Хуциева |
|
Текущий выпуск
Том 13, № 3(49) (2021)
- Год: 2021
- Статей: 16
- URL: https://journals.eco-vector.com/2074-0832/issue/view/4347
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK133(49)
Весь выпуск
ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
О сущности и значимости работы над семантическими оппозициями в художественном тексте
Аннотация
Cтатья посвящена рассмотрению одного из значимых аспектов анализа художественного текста, который использовал и пропагандировал Ю.М.Лотман, — о включении в практику анализа таких понятий, как семантические оппозиции. Предпринимается попытка рассмотреть этот исследовательский ресурс и его возможности, поскольку ключом к пониманию этого метода служит эффективность привлечения оппозиций для ответа на многие вопросы, которые ставит перед исследователем тот или иной кинотекст, независимо от того, к какому типу, жанру или стилю он принадлежит. Иначе говоря, речь идет об универсальных единицах и механизмах анализа.
Александр Довженко. Поэтическое пространство бессмертия
Аннотация
Статья посвящена теме смерти и возрождения в творчестве Александра Довженко. Основным материалом для изучения служат фильмы «Земля» и «Щорс». В работе анализируется как типология смерти, встречающаяся в фильмах режиссера, так и миф воскрешения, становящийся важным концептуальным основанием авторского мировоззрения. Взгляды режиссера рассматриваются в контексте киноведческой, философской и эстетической проблематики.
КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА
Творчество Дзиги Вертова в оценке Казимира Малевича: динамическая абстракция в фильме «Человек с киноаппаратом»
Аннотация
В 1920-е годы Казимир Малевич, известный российский и советский художник-авангардист, основоположник супрематизма, теоретик искусства, написал несколько статей о кинематографе, где особое внимание уделил творчеству Дзиги Вертова и его фильму «Человек с киноаппаратом». В статье анализируется ряд мотивов, нашедших отражение в замысле и композиции данной картины, характеризующих отмеченный Малевичем путь от неигрового кино к беспредметному кинетическому искусству и отображению движения объективной действительности.
Идея жертвенности как «код» нравственной философии Андрея Тарковского
Аннотация
Объект анализа — основы нравственной философии Андрея Тарковского, фильмы которого признаны шедеврами мировой экранной культуры. Предмет анализа — идея жертвенности как своеобразный «код» его духовного наследия. Эта проблематика анализируется в статье. Создавая свой особый художественный мир, Тарковский осмысливал такие важные философские категории, как «духовное бытие человека», «вера и безверие», «проблемы совести», «жизнь и смерть», «самопожертвование» и другие. Об этом свидетельствуют не только его экранные произведения, но и архивы, дневники, теоретические работы.
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА
Библиотека ВГИК
ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ
Мифологема как средство художественной выразительности в современном отечественном кинематографе
Аннотация
На примере фильма «Коллектор» режиссера и сценариста Алексея Красовского в статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой реакции аудитории на современные кинопремьеры, вызывающие значительный интерес у всех без исключения слоев зрителей. Во многом широкий резонанс объясняется как массовостью аудитории, так и темой кинопроизведения, где затрагивается особо значимая для публики проблема, которая находит отражение уже на этапе выпуска релизов кинофильмов. Грамотное оперирование инструментальной базой киновыразительности дает возможность сделать зрителя соучастником происходящего на экране, создавая у него иллюзию сотворческого акта.
Концепция звуковой выразительности в документальных фильмах В.А.Косаковского
Аннотация
Современные приемы звуковой выразительности в документальном фильме недостаточно изучены. На примере анализа звукового решения четырех документальных фильмов В.А.Косаковского «Беловы», «Тише!», «Акварель» и «Гунда» в статье выявляются новаторские приемы построения звукового ряда как особого авторского способа репрезентации отснятого материала.
КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
Возможна ли философия кино, и какие аспекты могут стать ее предметом?
Аннотация
Вторая часть статьи (начало — в № 2 (48), 2021 журнала) — продолжение обсуждаемого вопроса о кино как средства выражения нового понимания времени, которое с некоторых пор более не может быть измерено с помощью пространства, как это имело место в предшествующей истории философии и искусства. В связи с этим уточнены суждения А.Бергсона о кино. В статье также продолжено воссоздание истории философской рефлексии, в частности, в теории кино, как и в предпринимаемых попытках воспользоваться при исследовании кино представлениями, существующими в других науках, и в том числе в философии.
МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ
Конфликт палача и жертвы в интерпретации поствоенного зарубежного кинематографа
Аннотация
В статье исследуется проблематика конфликта палача и жертвы, репрезентируемая авторами фильмов в контексте событий Второй мировой войны. Трактовка взаимосвязи жертвы и палача дана в отражении социальных послевоенных рефлексий, что обусловливает драматургическую многогранность сюжетосложения, вскрывает парадоксальность, разрушительную стойкость явления, таящего опасность и для современного общества.
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА
Библиотека ВГИК
ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА
Колебания медиарынка в эпоху коммуникационного изобилия
Аннотация
Ускоренное освоение инновационных технологий актуализирует вопрос оценки состояния медиарынка с учетом текущих трансформаций. Однако выявление характера изменений в сфере медиа затруднительно без обращения к ретроспекции как точки отсчета преобразований. В статье обосновывается ряд трансформационных факторов, ставших поворотными этапами на фоне колебаний медиарынка, приведшими в итоге к фундаментальной его модификации.
НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ | ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ
XPOHИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
Художественное пространство в документальном кино (по итогам XVII Казанского международного кинофестиваля мусульманского кино)
Аннотация
Казанский международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК) проходит в столице Татарстана с 2005 года. Первый фестиваль был организован по инициативе Совета Муфтиев России, Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, Министерства культуры Республики Татарстан при поддержке Президента Республики Татарстан. КМФМК проходит под девизом «Через диалог культур к культуре диалога».