Том 12, № 3 (2020)
- Год: 2020
- Статей: 15
- URL: https://journals.eco-vector.com/2074-0832/issue/view/1162
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK123
Весь выпуск
ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
Фестиваль ВГИК: виртуальное признание
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
С.Эйзенштейн. Агрессия дискурса: теоретическое обоснование
Аннотация
В статье обосновывается тезис С.М.Эйзенштейна «агрессия дискурса» или «агрессия режиссерского метода», в рамках которого режиссер раскрывает основы, особенности, многочисленные противоречия и тонкости их разрешения при формировании теоретической основы этого феномена.
Размышления выдающегося теоретика и непревзойденного практика в режиссуре позволяют снять негативную коннотацию с определения «агрессия дискурса», раскрыть методы и задачи, которые ставил великий режиссер в новом ракурсе.
Киномагия: маска и миф
Аннотация
В статье, посвященной 125-летию кинематографа – лидера экранной культуры, анализируется процесс становления этого вида искусства как «феномена достоверности» и как своеобразного медиума, чья магия заключается в психологическом воздействии на потребителя, способности вовлечь зрителя в аудиовизуальное пространство. Кино мгновенно приобрело статус «самого массового из искусств» и сохраняет эту позицию в цифровое время. Киноискусство ретранслирует социальные идеи, нравственные нормы и ценности, опираясь на различные экранные средства, а его зрелищность – это синтез техники и творчества, маски «звезды» и мифа.
КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА
Интеллигенция: укрощение нигилизма. От «оттепели» до «перестройки»
Аннотация
Данная статья является продолжением исследования, посвященного вопросам образной репрезентации российской интеллигенции в отечественном кинематографе, первая часть которого была опубликована в одном из номеров журнала (Вестник ВГИК, 2019. Т. 11. № 4(42). С. 43-54). На этот раз в статье анализируется эволюция образа ученого, начиная со второй половины 1950-х и оканчивая серединой 1980-х годов. На примерах известных фильмов исследуются основные идеологические концепты, лежащие в основе формирования образа отечественной интеллигенции.
Фильм «Сталкер» А.А.Тарковского как манифестация мировоззренческих установок Ф.М.Достоевского
Аннотация
В статье рассматриваются режиссерские интенции Андрея Тарковского, приведшие к модификации повести «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких в фильме «Сталкер», которые придали киноперсонажам новые оттенки психологии и мотивации, в том числе религиозные. Внимание уделяется сходству героев фильма с характерами литературных персонажей произведений Ф.М.Достоевского — Раскольникова из «Преступления и наказания» и князя Мышкина из «Идиота».
Короткометражное кино: жанровое своеобразие дебютов
Аннотация
В статье рассматриваются тематика и жанровые особенности дебютных картин начинающих режиссеров, в том числе студентов и выпускников ВГИК. Обосновывается, что современные режиссеры короткого метра обращаются к проблемам взросления молодежи, коллизиям гендерных отношений, антропологии семьи и родительства, осмыслению исторических аспектов бытия, поиску национальной идентичности.
ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ
Приемы репрезентации автора в фильмах Александра Сокурова
Аннотация
Статья посвящена анализу приемов включения авторского «присутствия», применяемых Александром Сокуровым в своих игровых и неигровых картинах. Моделирование репрезентации автора как персонажа в фильме эксплицитно воздействует на зрителя и характеризует важную черту стилистики повествования режиссера.
Трюкодемонстрация в игровых фильмах о Великой Отечественной войне
Аннотация
В статье анализируются подходы к формированию трюков в игровых фильмах о Великой Отечественной войне, обосновывается режиссерское видение их репрезентации. На примере одного и того же трюкового эпизода, представленного в трех экранизациях «А зори здесь тихие…» (1972, 2005, 2015), снятых по одноименной повести Б.Л.Васильева, анализируются особенности репрезентации трюкового исполнительского мастерства. Изучение приемов трюкодемонстрации позволяет выявить интерпретационные различия кинообразов в этих фильмах, раскрыть трактовку выразительных особенностей постановочных решений.
Документальная анимация: проблемы классификации гибридных форм постцифровой культуры
Аннотация
В статье рассматривается документальная анимация как феномен постцифровой культуры. На основе анализа теоретических работ, посвященных документальной анимации, выделяются три принципа ее классификации: как жанр или форма перформативного стиля документального кино; как жанровые направления современной анимации; как гибридная форма, предлагающая новую оптику репрезентации в условиях сверхчувственной визуальности.
КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
Эстетика как метатеория художественной критики?
Аннотация
В статье проводится сравнительный анализ эстетики (философии искусства) и художественной критики. Описываются особенности и задачи обеих. Рассматриваются разные точки зрения на взаимоотношения этих сфер. Дается критический анализ идеи, что художественная критика должна осуществляться только на основе эстетических ценностей, не беря в расчет другие социальные обстоятельства создания и функционирования произведения искусства. Утверждается также, что критика не может находиться вне идеологии, что подтверждается всей историей ее развития.
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА
Библиотека ВГИК
ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА
Современные формы фиксации реальности в формате видеохостинга
Аннотация
В статье анализируется влияние платформы видеохостинга на процессы формирования общедоступных для широкой публики аудиовизуальных фрагментов из обыденной жизни персонажа. Пользователи социальных сетей проявляют неподдельный интерес к жизненным проблемам такого героя, которым, как правило, является автор видеоролика. На конкурсных площадках кинофестивалей отмечается появление номинаций для этого типа экранных произведений.