Том 10, № 1 (2018)

ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

ВГИК В ДИНАМИКЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

- -.
Вестник ВГИК. 2018;10(1):6-6
pages 6-6 views

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

Рождение кино в Российской империи и киноцензура

Друбек Н.

Аннотация

Во второй части статьи (окончание, начало в № 4 (34), 2017) рассматривается духовная (религиозная) цензура и ее взаимосвязь с институтом придворной цензуры, обеспечивавших регулирование репрезентации сакрального в Российской империи. Исследуется, каким образом цензурные практики регулируют и содержание фильмов и способы их демонстрации. Попытка ограничения циркуляции движущегося образа царя, изъятие хроникальных кадров Ходынки и, вместе с тем, успех первых люмьеровских лент - включая изображение императора - у российской публики, привели к собственному производству царской хроники, положили начало и российской киноцензуре.

Вестник ВГИК. 2018;10(1):8-19
pages 8-19 views

TEOPИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О «милой барышне», Дос Пассосе и текстологии «Искусства»

Забродин В.В.

Аннотация

В тексте статьи, основанном на расшифровке, научном комментировании и контекстуальном анализе архивных материалов из фонда С.М. Эйзенштейна в РГАЛИ, реконструированы эпизоды творческой и личной биографии С.М. Эйзенштейна. Установлены, в частности, истинные причины представленной в частной переписке реакции режиссера на предложение Э. Шуб снять фильм по роману Дос Пассоса ««Манхэттен».

Вестник ВГИК. 2018;10(1):20-30
pages 20-30 views

КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА

Факторы изменений песенного жанра в советском кино в 1930-1960-е годы

Парфентьева Е.Н.

Аннотация

В отечественном киноискусстве песня отражает не только художественные, но и социально-исторические особенности своего времени. Этот фактор особо проявился в связи с опубликованием некоторых ранее недоступных архивных источников. В статье обосновываются роль песенного жанра в советском кино в 1930-1960-е годы и причины изменений его художественных особенностей и семантики. Данный этап музыкального творчества в кино служит основой для анализа новых звукозрительных феноменов в современном российском кинематографе.

Вестник ВГИК. 2018;10(1):32-42
pages 32-42 views

ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ

Скорбь как когнитивная метафора в фильме «Манчестер у моря»

Цыркун Н.А.

Аннотация

В статье анализируется фильм американского режиссера Кеннета Лонергана ««Манчестер у моря» (2016), принадлежащий категории так называемого ««кино скорби», повествующего о проблемах переживания утраты близких людей. Механизм отображения неизжитой травмы протагониста («инкорпорация утраты» в терминологии Николаса Абрахама и Марии Торок) рассматривается на трех уровнях фильма: структурной композиции, психологического рисунка образа героя и музыкального аккомпанемента как своеобразного субтекста нарратива.

Вестник ВГИК. 2018;10(1):44-53
pages 44-53 views

Эстетика интерактивности: между игрой и фильмом. Смотреть или играть?

Новиков В.Н.

Аннотация

Согласно западным исследованиям, видеоигры признаны новым видом искусства, широко востребованным в XXI веке. Но если мы говорим об этом феномене, можно ли разграничить понятия «развлечение» и «искусство»? В статье анализируется значение игры в современном обществе, выявляются ведущие доминантные черты «личностного управления» произведением искусства, оценивается влияние гейм-эстетики на язык современного кинематографа.

Вестник ВГИК. 2018;10(1):54-63
pages 54-63 views

Вклад художников-педагогов ВГИК в изобразительное искусство Монголии XX век

Мелехова К.А.

Аннотация

Русская художественная школа сыграла знаковую роль в становлении и развитии изобразительного искусства Монголии ХХ века. В статье исследуется творческий метод художников-педагогов Художественного факультета ВГИК, повлиявших на преемничество европейских художественных традиций в монгольской живописи. Принципы реалистической школы живописи, методика преподавания и творческая атмосфера во ВГИКе определили появление в монгольском изобразительном искусстве европейской манеры письма, новых жанров, стилей и направлений, характерных для мирового искусства.

Вестник ВГИК. 2018;10(1):64-74
pages 64-74 views

КУЛЬТУРА ЭКРАНА | КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ

Философия искусства Мориса Метерлинка

Маньковская Н.Б.

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые идеи символистской философии искусства М. Метерлинка - метафизическая сущность искусства и ее философско-эстетические ипостаси: молчание, незримое, судьба, рок, внешнее и внутреннее, безумие, мистический экстаз; сущность художественного образа, символа и символизации в искусстве; эстетические категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического; эстетический идеал; природа художественной новизны; соотношение эстетики и этики; творческое кредо драматурга, его мастерство; миссия художника-теурга.

Вестник ВГИК. 2018;10(1):76-90
pages 76-90 views

МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ

Влияние традиций национальной культуры на приемы звукорежиссуры в японском кинематографе. Шумы и музыка

Русинова Е.А., Хабчук Е.М.

Аннотация

В статье анализируются звуковые особенности японских кинофильмов, созданных во второй половине ХХ - начале XXI века. Прослеживаются факторы воздействия традиций японской культуры на звуковые решения национальных фильмов, выявляется также влияние западного музыкального искусства, что характеризует активизацию процесса транскультурализма в кинематографе, актуального в настоящее время.

Вестник ВГИК. 2018;10(1):92-105
pages 92-105 views

Трансформация мифа о Джесси Джеймсе в современном кино США

Захаров Д.В.

Аннотация

Поставленная в статье проблематика основывается на устоявшейся гипотезе о том, что история кино США носит циклический характер. Киноэкран отражает эту закономерность, заключающуюся в смене двух фаз - «социальное беспокойство» и ««социальная успокоенность». В качестве предмета анализа избран знаковый вестерн первого десятилетия 2000-х - ««Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», где в сконцентрированном виде проявляются признаки периода ««социального беспокойства». Обосновываются корни, масштаб и устойчивость мифа о Джесси Джеймсе, цикличность трансформации его образа на протяжении истории американского кино.

Вестник ВГИК. 2018;10(1):106-118
pages 106-118 views

К истории создания первой звуковой анимации. Песенные серии братьев Флейшеров

Кривуля Н.Г.

Аннотация

Статья посвящена истории освоения звука в анимации, созданию первых звуковых фильмов. В ней анализируются ранние эксперименты по синхронизации звука и изображения на примере фильмов братьев Флейшеров, снимавшихся с использованием системы ««Фонофильм» Ли де Фореста. Рассматриваются принципы организации экранной структуры в фильмах жанра ««Пой вместе с нами», выявляются основные их типы.

Вестник ВГИК. 2018;10(1):119-131
pages 119-131 views

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА

БИБЛИОТЕКА ВГИК

Редакционная с.

Аннотация

Редакционная статья

Вестник ВГИК. 2018;10(1):132-132
pages 132-132 views

ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Наука об истории медиа: подходы и концепции

Бакулев Г.П.

Аннотация

В статье рассматривается проблема изучения медиа в исторической перспективе, обосновывается необходимость использования междисциплинарного подхода при изучении средств массовой коммуникации, включающего, помимо прочего, эволюцию, историю, антропологию и археологию медиа. Существует немало версий истории развития медиа, описываемых в самых разных форматах и контекстах, - от перечисления имен изобретателей и названий технических устройств до описания экономических, культурных и социальных практик, но в каждой содержатся предположения, высказываются аргументы в пользу значимости медиа для общения людей, анализируются причины исторических изменений. Также рассматривается интерпретация термина «медиаистория», предложенного одним из авторитетных специалистов в этой области, профессором Лизой Джителман.

Вестник ВГИК. 2018;10(1):134-140
pages 134-140 views

Медийный образ как мотиватор гуманизации общества

Важенина О.А.

Аннотация

Современное медиапространство обладает немалыми ресурсами для решения проблем людей с ограниченными возможностями здоровья. Но первичными остаются вопросы социальной адаптации этой категории лиц в обществе. Значимую роль в этом плане играет медийный образ, воздействующий на социальные стереотипы и выступающий как мотиватор гуманизации общества, способствуя расширению межличностных и массовых коммуникаций разных социальных групп населения.

Вестник ВГИК. 2018;10(1):141-149
pages 141-149 views

XPOHИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН. ВЗГЛЯД В ВЕЧНОСТЬ

Папьшкова М.

Аннотация

К 120-летию С.М. Эйзенштейна Отдел междисциплинарных исследований НИИ киноискусства ВГИК провел семинар «Сергей Эйзенштейн. Взгляд из 2018 года». Его задачей стало обсуждение со студенческой аудиторией специфики репрезентации образа великого режиссера и его фильмов в новейшей литературе. Вел семинар В.В. Забродин, один из главных специалистов-исследователей жизни и творчества С.М. Эйзенштейна.

Вестник ВГИК. 2018;10(1):150-151
pages 150-151 views

SUMMARY | ПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРОВ

Редакционная статья

Редакция ж.

Аннотация

Краткое представление авторов и содержания статей номера

Вестник ВГИК. 2018;10(1):152-157
pages 152-157 views

РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОРАМ

РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОРАМ

- -.
Вестник ВГИК. 2018;10(1):158-160
pages 158-160 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах