Сфера культуры

Журнал «Сфера культуры» - научное рецензируемое издание по культурологии, искусствоведению, филологии, философии, подготовке специалистов социокультурной сферы в российских вузах. Журнал служит открытой академической площадкой для обмена интеллектуальным опытом, апробации результатов исследований, запуска креативных идей, обсуждения гуманитарных проектов, популяризации новых знаний, сохранения культурных традиций, внедрения новых социокультурных практик. В журнале публикуются результаты теоретических и прикладных исследований, которые способствуют пониманию современной социокультурной политики, тенденций культурных изменений, потенциала культуры, места России в мировом культурном процессе.

Объявления Ещё объявления...

 

Вышел в свет очередной номер журнала «Сфера культуры» (№ 4 (14) 2023) – заключительный из триады «грантовых» выпусков проекта, реализующегося на средства гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».

Размещено: 24.11.2023

Вышел в свет очередной номер журнала «Сфера культуры» (№ 4 (14) 2023) – заключительный из триады «грантовых» выпусков проекта, реализующегося на средства гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Редакция журнала надеется, что выпуск порадует читателей интересными публикациями, освещающими разнообразные проблемы в области культуры и искусства на высоком научном и художественном уровне.


 

Вышел в свет очередной номер журнала «Сфера культуры» (№ 3 (13) 2023) – второй из триады «грантовых» выпусков проекта, реализующегося на средства гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».

Размещено: 16.10.2023

Вышел в свет очередной номер журнала «Сфера культуры» (№ 3 (13). 2023) – второй из триады «грантовых» выпусков проекта, реализующегося на средства гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Редакция журнала надеется, что выпуск порадует читателей интересными публикациями, освещающими разнообразные проблемы в области культуры и искусства на высоком научном и художественном уровне.


 

Журнал «Сфера культуры» стал грантополучателем ООГО «Российский фонд культуры»

Размещено: 25.07.2023

Вышел в свет очередной номер журнала «Сфера культуры» (№ 2(12). 2023) – первый из триады «грантовых» выпусков проекта, реализующегося на средства гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Редакция журнала надеется, что выпуск порадует читателей интересными научными публикациями, освещающими разнообразные проблемы в области культуры и искусства на высоком научном и художественном уровне.


 

Текущий выпуск

Том 5, № 2 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Культура и общество

Угрозы культурной безопасности в условиях популяризации сетевой культуры
Исаченко Н.Н.
Аннотация

Сформированная в информационно-сетевом обществе сетевая культура используется интернет-сообществами в качестве транслятора их ценностей, норм и является источником пропаганды насилия, экстремизма, оказывая негативное воздействие на массовое сознание. Таким образом нивелируются ценности доминирующей культуры, снижается духовный уровень общества, что несет угрозу культурной безопасности страны. С целью предупреждения угроз культурной безопасности автор статьи предлагает создавать условия для укрепления традиционной культуры и духовно-нравственных ценностей, формирующих устойчивые паттерны поведения; через освоение навыков контент-анализа закреплять способность разграничивать подлинную культуру и антикультуру.

Сфера культуры. 2024;5(2):13-22
pages 13-22 views

Культура и текст

Современные тенденции в китайской драматургии ХХ века на примере пьесы Ляо Имей «Влюбленный носорог»
Сизова М.И.
Аннотация

Для популярного в Китае литературного жанра «разговорной драмы» имеют ключевое, знаковое значение две пьесы – «Гроза» Цао Юя (1934) и «Влюбленный носорог» Ляо Имей (1999). В статье раскрываются основные этапы трансформации данного течения китайской драматургии, особенности его мотивов, сюжетов, а также структурных конструкций отдельных произведений. Автор разбирает поэтический и метафорический строй пьесы Ляо Имей «Влюбленный носорог», отмечает особую роль ремарки как главного проводника в мир «разговорной драмы».

Сфера культуры. 2024;5(2):25-32
pages 25-32 views
Г.А. Вяткин в газете «Волжское слово»: «самарский период» сибирского публициста
Герасимчук И.В.
Аннотация

Русский и советский писатель Георгий Андреевич Вяткин считается одним из основателей сибирской литературы. В статье впервые анализируются ранее неизвестные материалы поэта и публициста в самарской газете «Волжское слово» в номерах за октябрь и ноябрь 1907 года. Определяются особенности структуры и содержания текстов, основные темы. Оценивается потенциал Г.А. Вяткина как автора с точки зрения адаптации в новом регионе и редакции, его соответствие редакционной политике «Волжского слова». Делается вывод о влиянии «самарского периода» на становление Г.А. Вяткина как литератора и публициста.

Сфера культуры. 2024;5(2):33-45
pages 33-45 views

Культура и искусство

Популяризация научного знания средствами театра на примере научно-театральных лабораторий
Шклярская А.Э.
Аннотация

Научно-театральные перформансы и спектакли на российской сцене чаще всего являются результатом экспериментальной деятельности лабораторий театров или научных институций. Автор анализирует генезис интереса театральных деятелей к научным открытиям в XX в., а также процесс коммуникации театральных деятелей и ученых на современном этапе. В статье доказывается, что «лабораторная работа» создает уникальное пространство для творческого эксперимента и возможность продемонстрировать его широкому кругу зрителей.

Сфера культуры. 2024;5(2):49-58
pages 49-58 views
Синтагматические и парадигматические аспекты музыкального текста в религиозной практике ортодоксального ислама
Шаяхметова А.К.
Аннотация

Исполнение Корана и священных текстов в мечети ортодоксального ислама сугубо вокально, интонационная природа во многом родственна интонационному строю коранических текстов; кроме того, оно предполагает особую манеру интонирования с привлечением специфических ресурсов экспрессии человеческого голоса. В центре содержания данного исследования находится сама материя звучащего слова в мечети на примере джума-намаза (коллективное пятничное богослужение). В музыкальном тексте впервые удалось выделить ряд базовых структур на синтаксическом уровне, которые являются средством цементирования ткани, а порой и несут смысловую нагрузку того или иного песнопения. В статье представлена структура всего богослужения, предпринята попытка раскрыть синтагматическую и парадигматическую природу организации музыкального ткани.

Сфера культуры. 2024;5(2):59-66
pages 59-66 views

Культура и образование

Технологические основы создания студенческого творческого проекта
Виноградова Л.А.
Аннотация

Одной из перспективных форм создания творческих продуктов студентами вузов является разработка проектов, нацеленных на поиск и воплощение определенной идеи. В статье рассматривается эволюция научных представлений о творческой деятельности, раскрываются особенности творческого проектирования в социокультурной сфере, его технологические основы. Автор предлагает использовать при создании студенческих творческих проектов технологию проектирования, состоящую из трех блоков, отвечающих за три главных этапа творческого процесса режиссера-постановщика («идея», «реализация», «рефлексия»).

Сфера культуры. 2024;5(2):69-76
pages 69-76 views

Культура и цифровизация

Культура чтения в условиях цифрового перехода
Маслова Ю.В.
Аннотация

В цифровую эпоху культура чтения переживает принципиальную трансформацию. Проявления этого процесса наблюдаются в течение двадцати последних лет, но предсказать их перспективы однозначно пока никто не берется. Для прогнозов отдельных специалистов характерен культурный пессимизм (конец книжной культуры близок), предсказание диверсификации конкретных средств массовой информации (культура печати найдет свою новую нишу) или же технологический оптимизм (впереди – цифровые инновации). Документальный поток изобилует рассуждениями, исследованиями о цифровых технологиях, цифровой культуре, цифровой трансформации общества и т. п., но вместе с тем обнаруживает дефицит публикаций по культуре чтения в целом и современному ее состоянию в частности. Автор статьи размышляет о трансформации культуры чтения, текущих реалиях цифрового чтения в мировом масштабе, а также изменениях, происходящих в сфере восприятия, потребления, обработки информации и интерпретации текстов.

Сфера культуры. 2024;5(2):79-86
pages 79-86 views
Изменение телесно-пространственного ощущения человека в эпоху цифровой культуры
Маякова О.В.
Аннотация

Переизбыток визуальной информации в современной медиакультуре совершенно обесценил телесное бытие человека, сакральных зон и запретных тем практически не осталось. Еще одна тенденция – ограничение территории существования человека монитором смартфона или компьютера. Пользователь социальных сетей осознанно или нет дистанцируется от реальности, создавая нового себя и свой, отличный от существующего, мир. Автор статьи, используя методы психологии и культурологии, пытается найти ответ: что происходит с телесно-пространственными ощущениями в условиях медиакоммуникаций.

Сфера культуры. 2024;5(2):87-94
pages 87-94 views

Книжная культура

Сибирская страница истории библиотеки Санкт-Петербургского военно-топографического училища
Панченко А.М.
Аннотация

Гражданская война вызвала распад многих военных коллекций, которые формировались десятилетиями. Среди них – фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского военно-топографического училища (ВТУ). В настоящем исследовании впервые рассмотрена ее история, в том числе сибирские эпизоды, связанные с эвакуацией учебного заведения в Омск и Новониколаевск. Автор раскрывает причины этого перемещения и выявляет все книги из данной библиотеки в фондах «Дома офицеров Новосибирского гарнизона» Министерства обороны РФ; анализирует их тематику и дарственные надписи, сделанные бывшим начальником училища генералом Н.Д. Артамоновым и выпускником А.А. Носковым.

Сфера культуры. 2024;5(2):97-107
pages 97-107 views
Карикатуры Антинаполеоновской кампании 1812-1814 гг.: что именно было опубликовано в журнале «Сын Отечества»?
Щербакова А.Э.
Аннотация

Уже на протяжении нескольких десятилетий к журналу «Сын Отечества» не ослабевает исследовательский интерес. Одной из популярных тем среди искусствоведов, историков и культурологов являются карикатуры антинаполеоновской кампании 1812-1814 гг., опубликованные в данном издании. Тем не менее сведения о том, что именно было помещено в журнале и кто автор иллюстраций, кардинально разнятся. В данной статье на основе междисциплинарного подхода установлен точный набор карикатур, выходивших в «Сыне Отечества» в период Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1815 годов. На основе широкого круга библиографических источников определяется коллектив рисовальщиков и граверов, работавших с журналом.

Сфера культуры. 2024;5(2):108-123
pages 108-123 views

Документальное наследие и библиография

Никулин Андрей Осипович – художник-изобретатель (К 100-летию «Мосфильма»)
Солдатова О.Н., Поздняков Ю.В.
Аннотация

Андрей Осипович Никулин – художник, участник многих всесоюзных и региональных выставок, член Алтайского художественного общества. С 1924 г. и вплоть до своей смерти он проработал в «Мосфильме» художником-декоратором. Обращение авторов статьи к творчеству А.О. Никулина проясняет одну из малоизученных страниц его биографии, связанную с кинематографией. В результате изучения патентной документации, находящейся на постоянном хранении в Российском государственном архиве в г. Самаре, авторы пришли к выводу, что А.О. Никулин был активным участником изобретательского
движения в СССР и являлся обладателем патентов и авторских свидетельств на изобретения, связанные с кинотехникой.

Сфера культуры. 2024;5(2):127-132
pages 127-132 views

Рецензии

Наука об искусстве в эпоху смены культурных парадигм: размышления о новой монографии Николая Андреевича Хренова
Ионесов В.И.
Аннотация

Культура полнее всего выражает себя в ситуациях перехода. Оказавшись в полосе незавершённости и пограничности, человек пребывает в неустанном поиске, пытаясь ухватиться за то, что ускользает – он ищет, теряет, находит и вопрошает, и потому всякий раз пребывает в состоянии неудовлетворённости своей культурой и полнотой своих отношений с миром. Мировоззренческие прорывы и разрывы являются неотъемлемой частью человеческого бытия, позволяя людям неуклонно двигаться вперёд и познавать всё новые грани мира и самих себя. В процессе переквалификации бытия, доопределения и открытия новых смыслов культуры ведущая роль отводится искусству. В новой монографии Н.А. Хренова предпринята попытка осмыслить тот поворот, что происходит в исторической реальности (точнее – в истории культуры), а также в гуманитарной науке.

Сфера культуры. 2024;5(2):135-144
pages 135-144 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах