Том 10, № 3 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 18
- URL: https://journals.eco-vector.com/2074-0832/issue/view/869
- DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK103
ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ | АКТУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
ВГИК. Разнообразие граней международного сотрудничества
Аннотация
В череде событий творческой жизни ВГИКа особо стоит выделить два — 10-ю Международную летнюю киношколу ВГИК в Краснодаре, посвященную 100-летнему юбилею вуза, и — показы иранских фильмов в рамках «Дней культуры Ирана в России» в стенах ВГИК. Эти события раскрывают грани международного сотрудничества вуза, свидетельствуют о его организационно-творческом потенциале, безграничных гуманистических возможностях, заложенных в кино и экранных искусствах.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
Звук в кинофильме как знак и художественный символ
Аннотация
В статье анализируются знаковый и символический аспекты звука в контексте создания звукозрительного образа фильма. Представлена систематизация звуковых значений и приемов их воплощения в звукорежиссуре, учитывающая исторические и эстетические этапы освоения звука кинематографом. На примерах из фильмов уточняется, что необходимость обращения к звуковому символу возникает не только и не столько из сюжетного материала, сколько обусловливается внутренней потребностью автора и выстраивается на принципах эстетики, культурном опыте и мировосприятии режиссера.
Судьба жанра в кинодокументалистике
Аннотация
В статье ставится задача: рассмотреть особенности жанрового строения кинодокументалистики, ее понятийный словарь, факторы, формирующие узловые жанровые направления в документальном кино, их историческую подвижность и современные проблемы. Одновременно анализируются коренные вопросы художественного строения экранного документа, диалектика требований достоверности и выразительности произведений этого вида кино, специфика документального образа, определяющая многоформность жанровой системы кинодокументалистики.
КИНОЯЗЫК И ВРЕМЯ | ГЕНЕЗИС ОБРАЗА
Влияние культур Дальнего Востока на творчество С.М.Эйзенштейна
Аннотация
В статье рассматривается влияние традиционной культуры Японии, а также Китая на теорию художественного мышления С.М.Эйзенштейна, его творческую деятельность как кинорежиссера. В историческом контексте конца XIX — начала XX века исследуется возникновение интереса С.М.Эйзенштейна к Дальнему Востоку. Особое внимание уделяется осмыслению им эстетической природы японского и китайского театров, живописи и поэзии, использованию результатов рефлексии при создании теории монтажа.
Мифологема подвижничества в отечественном кинематографе 1930-х годов
Аннотация
Cтатья посвящена мифологеме подвижничества, широко распространенной в отечественном кино 1930-х годов и тесно связанной с мифотворчеством советского строя, идеология которого во многом основывалась на морально-нравственных принципах христианства. Кинематограф «большого стиля», выступавший в роли «аппарата агитации», создавал новую мифологию, культурным героем которой стал подвижник, упорядочивающий хаос и готовый к самопожертвованию ради всеобщего блага.
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА
ПЕРФОРМАНС | ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕНИЯ
Особенности традиционной эстетики в музыке фильмов стран Дальнего Востока
Аннотация
На основе выявления роли эстетического пространства, в котором творит режиссер, и его значения при создании аудиовизуального синтеза фильма, в статье прослеживается неразрывная связь музыки фильма с традиционной эстетикой в кинематографе стран Дальнего Востока.
Кинотрюк как эффектно-зрелищное средство художественной выразительности
Аннотация
В статье обосновываются особенности понятий «кинотрюк» и «трюковое исполнительское мастерство» как наиболее выразительного и запоминающегося средства в аудиовизуальном произведении. В целом кинотрюк как понятие претерпел в кинематографе значительную эволюцию, полностью адаптировавшись в экранном нарративе и сформировав арсенал жанрово-видового своеобразия трюкодемонстрации. Термин послужил основой для зарождения так называемого «трюкового кино», получившего популярность и потребительский спрос. В современной киноиндустрии трюковые фильмы относятся к рентабельным, принося своим создателям немалую прибыль.
Мотив двойника в кинематографе «новой искренности»
Аннотация
В статье обосновываются причины обращения кинематографа «новой искренности» [1] к мотиву двойника, а также рассматриваются смысловые дифференциации этого мотива в ряде фильмов и способы репрезентации — на смысловом и сюжетном уровнях использования художественно-выразительных средств.
[1] К кинематографу «новой искренности» относится ряд фильмов периода 2001–015-х годов. Для этих произведений характерны инфантильный герой, трансляция дискурса героя, игра непрофессиональных актеров-типажей, смешение жанров, экзистенциальная проблематика. — Прим. авт.
МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС | АНАЛИЗ
Образ femme fatale в немецких фильмах 1920-х годов как свидетельство процесса обновления общества
Аннотация
Статья посвящена репрезентации женских образов в немецком кинематографе 1920-х годов. В центре внимания — персонаж роковой женщины (femme fatale) как выразительницы духа эпохи с множеством ее внутренних проблем. В этот период femme fatale выступает в качестве революционного образа, бросающего вызов традиционному укладу жизни. В статье разбираются наиболее показательные фильмы, где возникает эта героиня, — «Генуин: история вампира», «Трагедия проститутки» и «Асфальт».
Хореографическое искусство на киноэкране: фильм-балет или балет-фильм?
Аннотация
Статья посвящена исследованию сценической постановки, органично синтезирующей художественные приемы хореографического и экранного искусства. В основе анализа — балет «Дама с камелиями» на музыку Ф.Шопена, поставленный известным балетмейстером Джоном Ноймайером, чье творчество можно назвать масштабнейшим явлением современного балетного театра. Ракурс исследования — сравнительный анализ сценического варианта «Дамы с камелиями» и снятого на его основе фильма-балета.
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ | КНИЖНАЯ ПОЛКА
ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА
Маленький экран и большие амбиции: австралийские телесериалы в культурном контексте страны
Аннотация
В статье анализируются причины успеха австралийских телесериалов во многих странах, в том числе в России. Сегодня, в своих лучших образцах, — это профессионально созданные аудиовизуальные произведения с хорошо выстроенным сюжетом, талантливыми актерами, великолепной режиссурой. Телесериалы знакомят зрителей с жизнью австралийского общества, актуализируя социальные проблемы и раскрывая причины процветания Зеленого континента, пробуждают желание поближе познакомиться с этой страной.
Кинопросмотры россиян на телеканалах: гациологический анализ
Аннотация
В условиях нарастающей цифровизации медиапространства анализ показов кинофильмов на ведущих российских телеканалах представляет повышенный интерес. В статье анализируются специфика кинопоказов на ТВ в целом и та кинопродукция, просмотрам которой отдает предпочтение отечественная телеаудитория. Комплексный анализ представленности кинофильмов основан на сетках вещания 22 российских телеканалов в июле 2018 года. При этом учтены основные показатели кинорепертуара на ТВ, предпочтения телезрителей по возрастным категориям.
Мультивариативность реальности в цифровой парадигме
Аннотация
В статье анализируются термины, основанные на понятии «реальность», начавшие применяться в медиа в связи с апробированием цифровых технологий. Внимание акцентируется на «вир туальной реальности» (Virtual Reality, VR) и ее разновидностях (дополненная реальность/Augmented Reality, AR; смешанная реальность/Mixed Reality, MR). Их применение корректирует подходы к производству кино- и телепродукции, изменяет имманентную связь с аудиторией. Термины сопоставляются с понятиями «медиареальность», «экранная реальность», введенные в научный оборот. В итоге на экране адаптируется мультиреальность, оказывающая влияние на сознание индивида.