Том 23, № 2 (2021)

Статьи

КНОРРЕ - ДИНАСТИЯ УЧЕНЫХ-ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ

Богданова Е.С.

Аннотация

Cтатья подготовлена к 130-летию со дня рождения Георгия Федоровича Кнорре - специалиста теории горения. В ходе работы над материалом выяснилось, что изобретатель топочных устройств зарекомендовал себя еще и в литературе как писатель-мемуарист, а под фамилией Кнорре работали, изобретали и патентовали свои изобретения ученые одного генеалогического древа. Дальнейшее изучение их биографии и заслуг в науке показало, что Кнорре - это целая династия выдающихся ученых и конструкторов, которая начинает свою историю с конца XVIII в. Имя Кнорре прозвучало в науке (физика, астрономия, математика), медицине и искусстве (музыка). И сегодня потомки Кнорре живут и работают, причем не только в России, продолжая список научных и творческих достижений своих предков.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):3-10
pages 3-10 views

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЕМЫХ

Архипова Н.А., Евдокимова Н.Н., Рудина Т.В.

Аннотация

В связи с появлением новых технологий в сфере образования происходят изменения в организации процесса обучения. Эти изменения влияют также на организацию самостоятельной работы обучаемых. Самостоятельная работа обучаемых становится важнейшей составляющей организации процесса образования, отвечающей международным образовательным стандартам, ее эффективность повышается. Представленная статья анализирует применение электронной информационно-образовательной среды Самарского государственного университета путей сообщения, отражая ее успехи, с точки зрения ее применения и использования в организации самостоятельной работы обучаемых в курсе изучения математики.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):11-15
pages 11-15 views

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Архипова Н.А., Евдокимова Н.Н., Рудина Т.В.

Аннотация

Согласно ФГОС 3++, государством определена основная цель образования, в том числе высшего. Эта цель заключена в выявлении и всестороннем развитии способностей каждого обучаемого, в достижении им высоких личностных и метапредметных результатов. Данный стандарт требует от преподавателей сформировать у обучаемых ключевые компетенции, обеспечивающие ему эластичность и толерантность в отношении быстро изменяющегося мира. Перед процессом обучения стоит ряд условий и задач, определяющих дидактические принципы. Преподаватель вуза при этом становится организатором учебного процесса, помощником и советчиком обучаемых.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):16-21
pages 16-21 views

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бейлина Н.С., Двойникова Е.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования универсальных компетенций студентов во внеучебной деятельности вуза. Подчеркивается ведущая роль куратора студенческой группы в процессе организации внеучебной деятельности. Подробно анализируются компетенции, которыми должны обладать современные выпускники вузов, в связи с этим рассматривается Федеральный государственный стандарт РФ (3++). Делается вывод, что все компетенции, которыми должен овладеть современный бакалавр, соответствуют универсальным компетенциям, закреплённым в ФГОС 3++. Отмечается, что универсальные компетенции наиболее эффективно формируются во внеучебной деятельности, поскольку ее методы, формы работы представляют широкие возможности как для преподавателей, так и для студентов. Особое внимание уделяется роли социальных сетей в формировании универсальных компетенций студентов вузов. Приводятся результаты анкетирования студентов первого курса химико-технологического факультета Самарского государственного университета (САМГТУ), которое позволяет оценить актуальность социальных сетей в молодежной среде, а также выявить основные особенности социальных сетей, привлекающие молодежь. Отмечена актуальность использования социальных сетей и других информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве вуза. Подробно рассматриваются наиболее эффективные онлайн-технологии и формы внеучебной работы, которые способствуют формированию универсальных компетенций студентов вуза. Подчеркивается важность использования во внеучебной работе ресурсов Интернета, в том числе и социальных сетей, при взаимодействии со студентами с ОВЗ и инвалидами. Анализируется опыт различных вузов РФ по применению современных форм внеучебной деятельности, которые проводились в режиме онлайн. Изучение опыта работы современных вузов показало, что большинство вузов РФ переносят достаточно большой объем внеучебных мероприятий в пространство Интернета, наиболее заметно данная тенденция стала проявлять в период пандемии коронавируса.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):22-27
pages 22-27 views

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Журавлёв А.П.

Аннотация

Статья посвящена вопросу повышения качества контроля освоения учебной дисциплины «Иностранный язык», а именно анализу некоторых проблем, возникающих при освоении данной дисциплины в режиме дистанционного обучения. В статье обосновывается актуальность этой темы, в особенности в условиях стремительного развития информационных технологий за последние десять лет, а также в условиях, создавшихся в стране и образовании вследствие распространения короновируса и вызванных этим последствий. Автором статьи выделяются и анализируются некоторые из основных проблем, связанных с освоением дисциплины «Иностранный язык» в удалённом режиме, рассматривается их суть, а также анализируются причины их возникновения.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):28-33
pages 28-33 views

СОВРЕМЕННОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Осипова Л.В.

Аннотация

Современное театральное искусство рассматривается в статье в двух аспектах: как способ решения задач воспитания учащихся (воспитание средствами театрального искусства) и как средство подготовки будущих учителей к решению воспитательных задач (театральная педагогика). При этом воспитательная деятельность понимается с позиций культурологического подхода как целенаправленная деятельность педагога, выступающего в качестве посредника между ребенком и культурой по включению учащихся в контекст современной культуры. Конкретизированы представления об особенностях современного театрального искусства, которые влияют на решение воспитательных задач: яркость и неординарность, создающие мотивацию обсуждения нравственных проблем; минимализм, позволяющий сосредоточиться на сущности нравственной коллизии; большой выбор жанров, позволяющий учесть индивидуальные возможности учащихся; интерактивный характер, позволяющий учащимся формулировать, обосновывать и отстаивать собственную нравственную позицию; соединение художественно-творческой деятельности и компьютерных технологий, адекватное мировосприятию современных школьников. Театральное искусство, снимая противоречия между эмоционально-образным и эмоционально-логическим, способствует целостному развитию личности, индивидуальности и субъектности ребенка, позволяет ему пережить разнообразные ситуации, с которыми он сталкивается в современном мире. Уточнено научное знание о возможностях театральной педагогики в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности: применение элементов театральной педагогики способствует развитию коммуникативных способностей студентов, отказу от стереотипного решения профессиональных задач, формированию способностей к импровизации, эмоциональной саморегуляции, гибкому и продуктивному разрешению конфликтов. Подготовка будущих учителей к воспитательной деятельности средствами театральной педагогики рассматривается в качестве одного из условий эффективности их профессиональной деятельности по решению задач воспитания учащихся.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):34-39
pages 34-39 views

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «НРАВСТВЕННОСТЬ» И «ДУХОВНОСТЬ»

Панина Е.С.

Аннотация

В статье рассматриваются понятия «нравственность» и «духовность» на основе исследований отечественных, зарубежных ученых, психологов различных эпох. Выделяются основные направления изучения понятий. Подчеркиваются главные параметры нравственности с педагогической, философской точек зрения. Выделение главных параметров нравственности. Методология исследования . Определяется понятия «нравственность» на основе исторического анализа. Выделяется содержательная часть понятий духовно-нравственного и морального воспитания. Духовно-нравственное воспитание является востребованным в педагогической практике и предает нравственности национальное своеобразие. Представлена характеристика содержания понятий духовно-нравственного, нравственного и морального воспитания, определены их особенности. Рассмотрена взаимосвязь нравственности и духовности в культурном своеобразии. Важность духовно-нравственного воспитания является востребованным в современной педагогической науке, именно это воспитание обогащает человека национальным своеобразием и способствует выработке духовных потребностей, мотивируя его в своих действиях к народному идеалу, самоактуализации. Рассмотрена совместимость физиологических потребностей с нравственными и моральными качествами человека. Проанализированы познавательные и эстетические пласты в пирамиде потребностей. Исследованы понятия нравственности в рамках деятельностного подхода; воспитательный процесс и его содержательная часть; жизненный этап человека и процесс самосовершенствования; роль системы правил и принципов поведения человека в обществе и системы личностных убеждений и приоритетов в жизни.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):40-43
pages 40-43 views

О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» ОБУЧАЮЩИМСЯ САМАРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ

Титова О.З., Максимова Т.А.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы преподавания учебной дисциплины «Философия» курсантам ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России. Авторы обосновывают необходимость изучения философии сотрудниками уголовно-исполнительной системы, приводят методы обучения, направленные на эффективное овладение обучающимися основами философии, объясняют необходимость формирования философского мышления и развития мировоззрения курсантов.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):44-47
pages 44-47 views

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Федотова Т.Ю.

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам музыкального образования средних профессиональных образовательных организаций. Отмечены сложность и одновременно уникальность специальности учитель музыки / музыкальный руководитель, описана проблема качественного снижения контингента абитуриентов. Методология исследования . Проведены интервью с преподавателями предметно-цикловых комиссий и контент-анализ учебно-методической документации по дисциплинам, входящим в состав музыкально-теоретической подготовки и междисциплинарным курсам из состава профессионального модуля.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность среди учебных заведений Приволжского федерального округа, подтверждающие необходимость трансформации образовательного процесса путем создания интегративной модели музыкально-теоретической подготовки. Проанализированы научные исследования в области педагогической интеграции, определено, что интеграция в педагогике является не только процессом и результатом, но и принципом развития ее теории и практики. Результатом педагогической интеграции показано интегративное мышление. На основании полученных знаний сформированы методологические основы проектирования интегративной модели, ведущим подходом к моделированию профессиональной музыкально-теоретической подготовки студентов выделен интегративный подход, обеспечивающий целостность профессионального становления специалистов, проявляющегося в степени сформированности интегративного мышления, роста системности знаний, комплексности умений, готовности к самоактуализации и саморазвитию личности. Проектирование модели музыкально-теоретической подготовки осуществлено с учетом реализации интегративных процессов на четырех уровнях: межпредметный, внутрипредметный, межличностный и внутриличностный. Ведущим принципом моделирования содержания музыкально-теоретической подготовки студентов выделен принцип интеграции, обеспечивающий эффективное достижение целей образовательного процесса за счет формирования целостного представления о музыкальном искусстве. Для реализации данного принципа решены следующие задачи: определен объект интегрирования, выделены факторы, способствующие и не способствующие интегрированию обозначенных объектов, сформулирован ожидаемый результат. По итогам функционирования модели у студентов выявлены сформированные навыки интегративного мышления, исполнительские и педагогические навыки, повышение заинтересованности и активности в процессе обучения и появление эмоционально-ценностных ориентиров. В статье обоснована необходимость использования интегративной модели музыкально-теоретической подготовки студентов педагогического колледжа.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):48-56
pages 48-56 views

ГОРОД КАК СЦЕНА: «СТАРЫЙ» - «БЕЗЫМЯНКА» - «КРЕАТИВНЫЙ»

Бурлина Е.Я.

Аннотация

Актуальность исследования . В 2007 г. культурной столицей Европы довольно неожиданно стал индустриальный город Германии Эссен и сопутствующее «кольцо» шахтерских городов в долине реки Рур. Эссен не проиграл в ряду таких старшейших городов, как Афины и Флоренция, мировых центров - как Париж, Амстердам, Брюссель. Напротив, проект индустриального города вызвал креативный интерес. Целью проекта было решение таких проблем индустриальных городов как экология индустриального города, памятники заводской культуры. Стержнем проекта были шахтерские биографии и память о профессии. В статье приводятся ссылки на аналогичные трансформации «советской Магнитки» - Уралмаша в Екатеринбурге и других индустриальных городов России. Наиболее подробно рассматривается «случай Самары». Гипотеза автора состоит в том, что в Самаре бытует разлом между «старым» и «индустриальным городом». Это подтверждает анализ хронотопов разных частей города и предложенная гипотеза городских архетипов. Методология исследования. В статье используется анализ биографий и метод go-along. Авторская концепция хронотопического разлома города стала предметным основанием данной статьи. Культурные проекты, которые породила именно индустриальная «Безымянка», позволяют высоко оценить их проективность, обогнавшую свое время. Среди «безымянских культурных проектов» упоминается уникальная математическая и эстетическая школа, конкурс юных музыкантов имени Д.Б. Кабалевского, Международный фестиваль имени Валерия Грушина - крупнейший в мире фестиваль авторской песни. Креативные проекты были необходимы городу, и это заслуживает изучения и дальнейшего развития. Вывод: проблема разных культурных территорий внутри одного города неизбежно выходит к разделению территорий и торможению креативного развития города в целом.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):57-64
pages 57-64 views

АПОФАТИКА СНА В РАССКАЗЕ А. ГРИНА «БОРЬБА СО СМЕРТЬЮ»: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Дударева М.А.

Аннотация

Предмет статьи : апофатика сна. В статье рассматривается, как через художественное произведение реализуется апофатика культуры, а именно изучается апофатическая сторона феномена сна. Объект статьи : ранний рассказ А. Грина «Борьба со смертью». Исследователи если и обращаются к данному тексту, то рассматривают его только имманентно, в контексте всего творчества писателя. Однако это произведение представляет особую ценность в культурфилософском осмыслении феномена сна и смерти в русском варианте логоцентризма, поскольку здесь сон выступает условием выздоровления героя, выхода из морбуального состояния. Методология работы : целостный анализ художественного текста в онтогерменевтическом ключе с привлечением семантического метода исследования. Результаты : выявление апофатического характера сна в рассказе Грина. Сон наделен онтологическими свойствами и смыслопорождающими функциями. Обращение к философским размышлениям об аксиологическом статусе сна немецкого философа Рудольфа Штайнера, чьи идеи были близки представителям Серебряного века, особенно Максимилиану Волошину, также является продуктивным, поскольку антропософ высвечивает апофатическую сторону сна, связанную с дневным и ночным сознанием человека.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):65-69
pages 65-69 views

СИСТЕМА АРХАИЧЕСКИХ ЗНАКОВ-СИМВОЛОВ В ОРНАМЕНТАХ МЕЗЕНСКОЙ ПРЯЛКИ

Жоголева А.А., Столярова Е.Г.

Аннотация

Статья посвящена исследованию символов мезенской росписи как единой системы. Прялка рассматривается в качестве космогонической модели наших предков, где роспись непосредственно связана с содержанием изображения. Объектом исследования заявлены архаические символы мезенской росписи. Предметом - разработка орнаментов и принтов для декора и предметного дизайна. Изучается история мезенского промысла (география, истоки, традиции), художественные особенности промысла (материалы, технология) и семантика орнамента. Рассматриваются архаические орнаменты Мезено в связи с древними культурами человечества (эпохой неолита, андроновской культурой, Древней Грецией и т.д.) и славянской традиционной культурой. В статье проведена работа по расшифровке семантики орнамента мезенской прялки как отражения представления о мире наших предков. Дается авторская разработка «Символика мезенской росписи в современном искусстве», показывающая возможность применения мезенского орнамента на современном этапе развития художественной культуры в искусстве и дизайне. Авторами статьи предлагается использоваться орнаменты и знаки-символы Мезено в качестве декора и принтов в современном художественном творчестве и проектировании.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):70-75
pages 70-75 views

ВЕДИЙСКИЕ «НОГИ» ГРЕЧЕСКОЙ СФИНГИ

Пимонов В.И.

Аннотация

Объект статьи. Загадка Сфинги и загадки в Ведах. Предмет статьи: структурно-семантическое сравнение загадки Сфинги с загадками в Ригведе и Яджурведе. Цель исследования: показать, что схема загадки Сфинги о «человеке», основанная на иносказательном описании существа, которое меняет число ног, становясь поочередно «двуногим, треногим и четвероногим», имеет соответствие в ведийских формулах жертвенного ритуала, содержащих описание стихотворных форм с различным числом «пад» («ног»). Методология исследования: применены методы структурно-семантического анализа. Результаты: схема, лежащая в основе ведийских жертвенных формул, отражает индоевропейский прототекст, на котором построена загадка Сфинги. Область применения: литературоведение, культурология. Вывод: Описание ведийских метров посредством иносказательных образов «двуногих, треногих и четвероногих» существ имеет соответствие в загадке Сфинги, построенной на описании аллегорического существа, становящегося «двуногим, треногим и четвероногим». Это соответствие между ведийскими жертвенными формулами и загадкой Сфинги о «человеке» допускают вероятность ее альтернативного прочтения на металитературном уровне как иносказательного описания стихотворных форм. Автор благодарит Светлану Грачеву и Дана Уитмена за обсуждение и помощь.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):76-80
pages 76-80 views

О СТАНОВЛЕНИИ НЕМЕЦКОГО РЕАЛИЗМА

Бакалов А.С.

Аннотация

Актуальность исследования . В немецком литературоведении нет однозначного определения феномена литературного реализма, однако на эмпирическом уровне под ним понимается литературная система, основанная на миметически ориентированном изображении действительности, часто критически осмысленном и субъективно окрашенном в силу складывающихся в обществе норм и представлений. Методология исследования . Применяется комплексный и системный методы анализа литературы. В данной статье автор приходит к выводу о том, что реализм рубежа XIX - начала ХХ вв. сохраняет свои главные принципы художественного постижения мира, а вместе с тем и признаки, не позволяющие говорить о его растворении в эклектической картине нарождающегося модерна. Главным остается раскрытие «сущности жизненных явлений через их индивидуализированное обобщение (типизацию)», анализ и конкретно-историческую логику изложения Реализм рубежа XIX- начала ХХ вв. тесно связан с такими явлениями, как региональная литература, «новая деловитость», исторический роман. На его основе во многом развивались рабочая и пролетарско-революционная литература. В немецкой литературе ХХ в. реалистические тенденции усиливаются во времена, следовавшие за историко-политическими катастрофами, прежде всего после проигранных Германией двух мировых войн. Существенную роль реализм сыграл в литературе Веймарской республики (творчество Э.М.Ремарка, Л.Фейхтвангера, Л.Франка и других), соприкасаясь при этом с модернистскими и авангардистскими течениями (например, с «новой деловитостью»). Не менее значимым реализм оказался и после 1945 г., в равной мере повлияв на становление литератур Западной и Восточной Германии (писатели «группы 47», Эрвин Штриттматтер, «социалистический реализм» и др.). Немецкий реализм, зародившийся в середине XIX в., сумел продемонстрировать свою гибкость и способность заключать союзы с иноприродными художественными направлениями, не потеряв при этом своей основной специфики - стремления к вещественности, аутентичности личного и коллективного опыта, а также символизации «очевидного» с целью приближения к «истинному».
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):81-90
pages 81-90 views

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ Х. МУРАКАМИ

Репина А.А., Радаева Э.А.

Аннотация

В настоящей статье авторы находят продуктивным исследовать взаимосвязь русской и зарубежной литературы сквозь призму философии экзистенциализма, достаточно популярной и на сегодняшний день. Методология исследования : филологический анализ художественных текстов (проблемный подход), сравнительный анализ с элементами компаративистики. Авторы приходят к выводу о том, что Мураками погружает своих героев в такие ситуации, где возможно все изменить, но такое положение требует однозначных решений и незамедлительных действий, однако герои, по большей мере, бесконечно одинокие, меланхоличные люди, которые сами себе становятся препятствием для принятия любых решений. Они беспощадны к себе, упрямы до степени абсурда и всегда сами себя истязают изнутри. У каждого героя в сознании есть свой дремучий «норвежский лес», но не каждый находит в себе силы и стойкость выбраться из него в настоящий и шумный японский мегаполис, продолжить свою жизнь, не заблудившись в лабиринте собственного сознания, и найти главный смысл своего существования. Так, экзистенциальные мотивы Ф.М. Достоевского обретают новое звучание в прозе японского автора, которому не удалось, вопреки его западной ориентированности, избежать наложения на его художественное миромоделирование собственно национальной ментальности.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(2):91-97
pages 91-97 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах