Том 23, № 4-1 (2021)

Статьи

«НАРОДНЫЙ ПРОФЕССОР»: К ЮБИЛЕЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ ПОВОЛЖЬЯ О.М. БУРАНКА

Радаева Э.А.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):5-6
pages 5-6 views

ОБУЧАЮЩИЙ НАУЧНЫЙ СЕМИНАР В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ: ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ («THEORETICAL STUDIES»: «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА»)

Абрамовских Е.В., Гарбузинская Ю.Р.

Аннотация

В статье показано, как современная социокультурная ситуация диктует новые требования к образовательной парадигме: возникает необходимость использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), различных форм дистанционного и электронного обучения, что в свою очередь способствует повышению мобильности всех участников процесса обучения в обработке интенсивных информационных потоков. Наиболее востребованными и продуктивными на этом пути оказываются инновационные образовательные технологии. В центре внимания статьи - использование социальной сети ВКонтакте для проведения обучающего научного семинара для студентов, магистрантов, аспирантов. Авторы исходят из собственного опыта работы, на основе которого предлагают методику проведения онлайн-мероприятия, направленного на популяризацию научного знания и использующего возможности социальной сети. В статье раскрывается, каким образом сетевые сервисы помогают создать единое образовательное пространство для творческой и научной реализации обучающихся.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):7-13
pages 7-13 views

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ШКОЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЕВРОПЫ

Гетманская Е.В.

Аннотация

Тема статьи - основные проблемы функционирования художественной литературы в средней школе, традиционная для европейской парадигмы трактовка воспитывающей функции литературы, представленность в европейской школе литературного канона, образовательный контекст понятий «литература» и «читатель». Чтение художественной литературы в школе остается не только в центре европейских учебных программ, но и в центре всего культурного и общественно-образовательного европейского дискурса, и, прежде всего, в силу значимости этого предмета в процессе формирования личности подрастающего читателя.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):14-17
pages 14-17 views

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ ПРИ УЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фокеев А.Л.

Аннотация

В статье отмечается важность изучения междисциплинарных связей при преподавании литературы в ВУЗе. На примере авторской рабочей программы «Литература и кинематограф в школьном обучении» показаны основные приемы работы со студентами по изучаемой дисциплине, обращается внимание на важность данного предмета в подготовке будущих учителей-словесников на отделении Педобразования в университете.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):18-21
pages 18-21 views

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА И.А. БУНИНА В ШКОЛЕ (НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ)

Шустов М.П.

Аннотация

Cтатья посвящена роли информационной культуры в анализе художественного творчества И.А. Бунина. Целью статьи является изучение роли сказочной поэтики в формировании оригинального стиля писателя, влияние сказки на углубленное раскрытие внутреннего мира бунинского героя и формирование специфического русского характера на основе сказочного мировоззрения. Новизна работы заключается в новом подходе к творчеству И.А. Бунина. Опираясь на сравнительно - сопоставительный, литературоведческий и информационный методы исследования, автор статьи доказывает преимущество литературоведческого анализа на основе информационной культуры. Анализируя произведения И.А. Бунина, автор статьи приходит к выводу, что успех писателя в создании своего оригинального авторского стиля напрямую связан с использованием нормативной сказочной поэтики, которую веками формировала народная сказка. И.А. Бунин, опираясь на сказочную поэтику, создает свой неповторимый стиль. С одной стороны, он создает свои литературные сказки, с другой, используя поэтические приемы сказочного жанра, превращая их в действенный инструмент своего авторского стиля.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):22-26
pages 22-26 views

В РУССКОМ КОСМО-ПСИХО-ЛОГОСЕ А. М. ЖЕМЧУЖНИКОВА: ДРЕВЕСНЫЙ КОД ПОЭТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «СЕЛЬСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И КАРТИНКИ»

Дударева М.А., Морозова С.М.

Аннотация

Объектом статьи выступает древесный код в русской словесной культуре. Предметом является символический смысл ракиты, ветлы в русском фольклоре и литературе. Материалом для статьи явилось поэтическое творчество А. М. Жемчужникова, которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения. Герменевтической реконструкции поддаются этосы жизни и смерти в лирике поэта. Большое внимание уделяется поэтическому циклу «Сельские впечатления и картинки», в котором подробно анализируется система дендронимов, а именно образ ракиты, ракитовой аллеи. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу, направленному на высвечивание апофатической парадигмы данного художественного текста. Проводятся параллели с русским фольклором, колыбельной песней, детскими играми. Результаты заключаются в выявлении культурного потенциала дендронимов, в частности ракиты, ветлы, ивы, обладающих иномирной семантикой, выступающих как средства передачи инициатических трансмиссий в словесной культуре. Результаты работы также могут быть использованы в преподавании курсов по русской культуре, поэзии XIX века и философии.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):27-32
pages 27-32 views

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА КАК КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА САМАРЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЕ

Агафонцев М.С.

Аннотация

Предмет статьи : в статье рассматривается явление языковой игры, получившей особую популярность в области средств массовой информации и рекламы на рубеже XX - XXI вв. Являясь одной из многочисленных коммуникативных стратегий автора, языковая игра позволяет в компрессионном виде донести до реципиента необходимую информацию, которая помещается в заголовках газетных и журнальных статей Самарской области. Многообразие подобного явления языковедами было структурировано и выделено в определенную классификацию, что дает нам возможность рассматривать используемую коммуникативную стратегию с опорой на имеющееся научное обоснование в сфере журналистики и массовой коммуникации. В заголовках самарской региональной прессы можно наблюдать значительное количество примеров использования языковой игры в качестве коммуникативной стратегии с целью обыгрывания преподносимой информации, которая с помощью компрессии смысла доносится до читателя и создает определенный имидж области в политической, социальной, культурной, экономической сферах деятельности. Подобная коммуникативная стратегия требует в каждом отдельном случае ее выявления языковедческого комментария.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):33-37
pages 33-37 views

Г. КЕЛЛЕР О Г. ГЕЙНЕ («АПТЕКАРЬ ИЗ ШАМУНИ»)

Бакалов А.С.

Аннотация

Статья дает представление об амбивалентном отношении швейцарского писателя Готфрида Келлера к личности и творчеству Г.Гейне. Объектом анализа статьи служит сатирическая поэма Г. Келлера «Аптекарь из Шамуни», в сюжете которой представлены как пародийная «подсветка» особенностей художественного мира Гейне, так и неоднозначное отношение швейцарского автора к личности и судьбе немецкого поэта-романтика в последние годы его жизни. Предметом сатирического осмысления Г. Келлера стал последний цикл баллад Гейне «Романсеро», поэтический мир которых дал Келлеру основания для иронического осмеяния особенностей художественного мира Г. Гейне. Поэма Г. Келлера имеет две части, выполняющие разные функции и в сюжетном отношении друг с другом не связанные. В первой из них иронически обыгрывается любовный «треугольник» в альпийском селении Шамуни, завершившийся неправдоподобной гибелью всех трех его участников с их последующим переходом в загробный мир, что представляло Келлеру возможность пародировать особенности художественного мира Г. Гейне. Героем второй части «Аптекаря» выступает сам умирающий Г. Гейне, образ которого и его действия представлены в ироническом освещении, но который в целом вызывает сочувствие автора поэмы. Показано посещение живым еще Гейне загробного мира, в котором изображены его встречи с умершими раньше него литераторами Платеном, Бёрне, Гете и Лессингом. Вторая часть поэмы связана с первой лишь фигурой девушки Клары, которая, очистившись от своего плотского греха, «освобождает» свое место в чистилище для умершего Гейне. Методы исследования : целостный филологический анализ.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):38-43
pages 38-43 views

ИРЛАНДСКАЯ СКАЗКА СИДНИ ОУЭНСОН

Бакалов А.С., Ерофеева Н.Е., Кипнес Л.В., Мальченко Т.В.

Аннотация

В статье впервые рассматривается «ирландская сказка» С. Оуэнсон как разновидность литературной сказки, имеющей свою идейно-тематическую специфику. Авторы показывают, что романистка своеобразно воспринимала исторический хронотоп. Она постоянно говорила о настоящем с «оглядкой» на прошлое, обозначала определенные тезаурусные ключи в виде древней легенды, ирландского рода, имен и фамилий представителей известных ирландских кланов. В романах-сказках С. Оуэнсон представлен специфический «ирландский мир» как мир, основанный на национальной традиции с опорой на ирландскую историю, на историческую реальность в легендах и сказках. Во всех романах автор вводит читателя в мир легенды, связывая героическое прошлое Ирландии с униженным настоящим ее коренного населения и не забывая об элементах «полагающегося» для сказок фантастического авторского домысла. Тезаурус «свобода» становится центральным в эстетике романистки, которая стремится через исторический срез понять своих современников, показать мир ирландского народа как мир, полный добра, мира, верности национальным традициям. Об этом роман «Дикая ирландка: национальная сказка» ((The Wild Irish Girl: a National Tale, 1806). Авторы статьи впервые знакомят отечественного читателя с романами-сказками «О’Доннел: национальная сказка» (O’Donnel: a National Tale, 1814), «О’Брайены и О’Флаэрти: национальная сказка» (The O’Briens and the O’Flahertys: A National Tale, 1827), показывающими реальную жизнь ирландского крестьянства. Статья содержит анализ романа «Флоренс Макарти: ирландская сказка» (Florence Macarthy: an Irish Tale, 1818), в котором нашли отражение противоречия во взглядах автора и ее сомнения в силе ирландского духа. Материал ирландских романов-сказок С. Оуэнсон абсолютно актуален, потому что по-прежнему ставит социально-политические вопросы, касающиеся независимости ирландского народа и открывает для исследователей незаслуженно забытое имя известной англо-ирландской писательницы первой половины XIX века.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):44-48
pages 44-48 views

М. ГОРЬКИЙ. «РАССКАЗЫ 1922-1924 ГОДОВ»: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОЧТЕНИЯ («РАССКАЗ ОБ ОДНОМ РОМАНЕ»)

Белова Т.Д.

Аннотация

В статье целостно рассматривается «Рассказ об одном романе» - один из мало прочитанных и недооцененных в этапном цикле М. Горького «Рассказы 1822-1924 годов» на пути писателя к итоговой книге «Жизнь Клима Самгина». На первый взгляд, шутливо-иронический, рассказ обнаруживает комплекс концептуальных проблем, помогает выявить особенности творческой лаборатории писателя в его отношении к исторической действительности, к законам художественного творчества, особенностям раскрытия внутреннего мира человека, его гендерной составляющей, социокультурного статуса.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):49-55
pages 49-55 views

О СУДЕ ЗЕМНОМ И СУДЕ НЕБЕСНОМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ XVIII ВЕКА

Борисов Ю.Н.

Аннотация

Семантика и поэтика смыслообразующей апелляции к Суду Божию в сатирической комедии, посвящённой обличению неправедного суда и бездушных судейских чиновников, рассмотрены в статье на материале пьес Д. И. Фонвизина, Н. Р. Судовщикова и В. В. Капниста.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):56-59
pages 56-59 views

«ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ НАСТОЯЩИХ ИНТРИГ ДВОРА КАРАМАНИИ» Э. ХЕЙВУД

Буранок О.М., Ерофеева Н.Е., Казакова И.Б., Сизова О.В.

Аннотация

В статье рассматривается творчество Э. Хейвуд, автора романов, издателя трех женских журналов, заложивших основу культуры женского творчества в английской литературе XVIII века. Ее имя называют среди первых авторов женского романа, который по-прежнему трактуется с гендерных позиций в современной науке как социокультурный феномен, представляющий мир глазами женщин. Тем не менее авторами статьи отмечается серьезное влияние мужской литературы на творчество писательницы, увлеченной политикой и социальными реформами. Особое внимание в статье уделено жанровой модификации романа «секретные истории», предшественника «романа с ключом». Отмечается, что новым в «секретных историях» является смещение угла восприятия самого текста, наполненного фактами об определенных исторических событиях и людях, взятых из различного рода инсинуаций, как правило, не имеющих ничего общего с реальной историей, но привлекающих читателя своими вариациями взаимоотношений между персонажами. Злословие становится предметом изображения, а его носители представляют героев (антигероев) сквозь призму определенных нравственных ценностей, в том числе государственных. Впервые в отечественном литературоведении авторы статьи знакомят читателя с «секретными историями» Э. Хейвуд, романами «Тайная история настоящих интриг двора Карамании» (“The Secret History of the Present Intrigues of the Court of Caramania”, 1726), «Воспоминания о некоем острове, расположенном по соседству с королевством Утопия» (Memories of a Certain Island Adjacent to the Kingdom of Utopia, 1725 - 26)), «Приключения Иоваай, принцессы Иджавейн: доадамова история» (“The Advantures of Eovaai, Princess of Ijavea; a pre-Adamitical History”, 1736) в контексте женской прозы Англии XVIII века. Предлагается анализ «Тайной истории настоящих интриг двора Карамании» как наиболее яркого образца «секретных историй» Э. Хейвуд. Материал статьи будет интересен специалистам, а также тем, кто интересуется вопросами развития женского жанра романа в литературе Англии эпохи Просвещения.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):60-65
pages 60-65 views

«ДВА КАПИТАНА» В.КАВЕРИНА: АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

Ванюков А.И.

Аннотация

В статье рассматривается авторская концепция и композиция романа В.Каверина «Два капитана» (1938-1944) как «единого целого» на взаимосвязанных уровнях книги (книга первая-книга вторая), частей (часть первая - часть десятая) и глав (84 главы книги первой, 69 глав книги второй). Особое внимание уделяется композиционному ритму глав.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):66-71
pages 66-71 views

НАРРАТИВНАЯ СТРУКТУРА РОМАНА ДИНЫ РУБИНОЙ «ПОЧЕРК ЛЕОНАРДО»

Голубцова А.С.

Аннотация

Статья посвящена анализу нарративной структуры романа современной писательницы Дины Рубиной «Почерк Леонардо». Рассматриваются основные понятия нарратологии (автор, нарратор, субъект речи и др.) с опорой на труды Б. Кормана, В. Шмида. Научная новизна заключается в анализе и определении функций сложно устроенной системы нарративных единиц в исследуемом произведении. Для романа «Почерк Леонардо» характерны разные способы организации повествовательного пространства, каждый из которых выполняет важную функцию для восприятия произведения в целом. Мы классифицируем главы данного произведения с точки зрения их нарративной структуры, анализируем отдельные эпизоды романа, в которых выявляются нарраторы, выделяем случаи пересечения рассказчиков в узком повествовательном пространстве и события, которые рассматриваются с точки зрения разных повествователей. В результате исследования мы определили, что нарративная структура романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» сложно организована, полифонична. Именно эти моменты позволяют выполнить множество важных для художественного произведения функций.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):72-76
pages 72-76 views

МИНУС-ПРИЕМ КАК СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ» В РАССКАЗЕ Ф.ГОРЕНШТЕЙНА «СТАРУШКИ»

Золотёнкова А.А., Перепёлкин М.А.

Аннотация

В статье представлена попытка прочтения рассказа «Старушки» Ф. Горенштейна как примера реализации принципа значимого отсутствия. Принцип значимого отсутствия рассматривается как один из основных для творчества Ф. Горенштейна. В данном рассказе он находит свое выражение через моделирование «минус-времени», уход в которое оказывается маркером исторической травмы, «переживаемой героинями». После рассмотрения рассказа «Старушки» в указанном ключе сделаны выводы об участии минус-приема в формировании в рамках рассказа категории небытийности.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):77-79
pages 77-79 views

ПЕСНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ПРОФЕССОРА Т.М. АКИМОВОЙ

Киреева Е.В.

Аннотация

В статье представлен вклад профессора СГУ им. Н.Г. Чернышевского Т.М. Акимовой как в собирании песен Великой Отечественной войны в Саратовском Поволжье, так и в разностороннюю работу по их изучению и популяризации, в том числе в студенческой среде. Осмысляется место песен Великой Отечественной войны в проблематике исследований ученого и особенности ее научного почерка.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):80-83
pages 80-83 views

КОНЦЕПЦИЯ «КУЛЬТУРНЫХ ГНЕЗД» Н.К. ПИКСАНОВА В «ЗЕРКАЛЕ» СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА УСАДЬБЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Кузьмина О.В.

Аннотация

Предмет статьи: в статье раскрывается содержание идеи Н.К. Пиксанова относительно «культурных гнезд», приводятся точки зрения других авторов на данное явление. Через рассмотрение концепции «культурных гнезд» делается вывод о важности изучения регионального аспекта.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):84-88
pages 84-88 views

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСУДИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Ю.О. ДОМБРОВСКОГО

Макарычев А.В.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы советского правосудия, отраженные в прозе Ю.О. Домбровского. Исходя из исторических сведений, автор рассматривает, каким образом в прозе Юрия Домбровского отразились такие проблемные стороны советского правосудия 1930-х гг., как политизированность, необъективность, безосновательность обвинения и т.д.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):89-92
pages 89-92 views

АКТУАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЭЗИИ XVIII ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Е. И. КОСТРОВА)

Маслова А.Г.

Аннотация

Актуальным в современной системе образования становится изучение литературы и культуры родного края. В связи с этим обновляются программы школьного литературного образования за счет введения краеведческих и регионально значимых тем. В исследовании обобщается методический опыт проведения урока для учащихся средних школ г. Кирова по творчеству Е.И. Кострова, уроженца Вятского края. Выявляется нравственный потенциал поэзии Кострова, предлагаются рекомендации по анализу отдельных произведений поэта, в которых утверждаются такие «вечные» ценности, как любовь к Отечеству, служение людям, готовность оказать помощь нуждающимся, следование идеалам добра и света.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):93-96
pages 93-96 views

ОДА «НАДЕЖДА» В. И. МАЙКОВА В КОНТЕКСТЕ МАСОНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ XVIII ВЕКА

Метелева О.А.

Аннотация

В статье рассматривается отношение В.И. Майкова к философской категории надежды на примере одноименной оды, в которой отразились нравственно-этические искания поэта-масона: вера в абсолютное счастье через надежду на лучшее. Автор выделяет несколько категорий людей. В первую входят люди, надежда которых сопряжена с государством, во вторую - те, кто питает надежду на личное благо. В ходе анализа рассмотрена масонская идеология, которая в России тесно переплетена с христианством, исследовано художественное выражение философской категории надежды в оде В.И. Майкова, выявлена связь этой категории с понятиями счастья и веры. В результате исследования конкретизированы некоторые образы-символы оды, связанные с масонскими взглядами поэта, рассмотрены нравственно-философские мотивы оды и антропологическая сущность категории «надежды» в представлении русских масонов XVIII века.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):97-101
pages 97-101 views

КОДЫ" РУССКОЙ КЛАССИКИ И ИХ ВОСПРИЯТИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРОЙ И ЛИТЕРАТУРОЙ

Некрасова И.В.

Аннотация

В статье дается описание авторской программы дисциплины магистерского курса «Трансформация "кодов" русской классики в мировом искусстве» в рамках профессионального цикла магистерской программы «Русская литература в мировом художественном пространстве». Автор подробно останавливается на теоретических проблемах дисциплины, разбирает пять основных модулей, на которых основана рабочая программа дисциплины. Особое внимание в статье уделяется проблеме восприятия классических кодов на современном этапе литературного процесса. В качестве доказательных примеров используются произведения русской литературы последних лет, вплоть до 2021 года.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):102-109
pages 102-109 views

И.С. ТУРГЕНЕВ А.П. СКАФТЫМОВА (ПО РУКОПИСНЫМ МАТЕРИАЛАМ 1920-Х ГОДОВ)

Новикова Н.В.

Аннотация

В статье речь идет о скафтымовском понимании И.С. Тургенева и о практических рекомендациях по его изучению. Начата она публикацией черновых материалов по теме в шестом выпуске Скафтымовских чтений (Москва, 2020). Предметом рассмотрения является еще одна часть рукописных заметок 1920-х годов, свидетельствующая об продолжающемся знакомстве исследователя с юбилейным тургеневедением и об интенсивной подготовке к работе спецсеминара по творчеству Л. Толстого. Фрагментарная публикация новых материалов осуществляется впервые.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):110-113
pages 110-113 views

ТЕЛЕГИН, РОЩИН И СТРУКОВ. ФАМИЛИИ ГЕРОЕВ КАК ЭЛЕМЕНТ «САМАРСКОГО КОДА» В ТРИЛОГИИ А.Н. ТОЛСТОГО «ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ»

Перепёлкин М.А.

Аннотация

В статье рассматриваются фамилии трёх героев трилогии А. Н. Толстого. Привлекая документы и воспоминания писателя и его современников, автор статьи выдвигает предположение о том, что фамилии героев трилогии являются одним из элементов разветвлённого «самарского кода» в трилогии «Хождение по мукам».
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):114-118
pages 114-118 views

«ПОЭЗИЯ» Н.М. КАРАМЗИНА. ТЕКСТ В ТЕКСТЕ: АВТОР ПОД МАСКАМИ ШЕКСПИРА И КЛОПШТОКА

Пимонов В.И.

Аннотация

Объект статьи: стихотворение Н.М. Карамзина «Поэзия» (1787). Предмет статьи: построение «текст в тексте» в «Поэзии» Н.М. Карамзина. Цель исследования: показать, что построение «текст в тексте» в стихотворении основано на приеме «ложного цитирования», когда авторский текст представлен в виде цитат из «чужого» текста. Результаты: показано, что в символическом смысле автор «Поэзии» выступает под маской других авторов (У. Шекспира и Ф.Г. Клопштока). Область применения: литературоведение. Вывод: в основе структуры стихотворения Карамзина «Поэзия» лежит игровое взаимодействие «чужого» и «авторского» текста.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):119-124
pages 119-124 views

«МОЯ ПРАВДА, ПРАВДА ВСЕГО МОЕГО СУЩЕСТВА...»1: САМОСОЗНАНИЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ В ПИСЬМАХ К А. ТЕСКОВОЙ

Радь Э.А., Акбашева А.С.

Аннотация

Объект статьи: письма М. Цветаевой к А. Тесковой (1922 - 1939) как документы личной биографии, пережитых событий, ставшие отражением творческих исканий и обнажающие сокровенную суть поэта. Предмет статьи: самосознание и мировосприятие М. Цветаевой в эмигрантский период, максимально репрезентирующие жизнь Души Поэта. Статья посвящается рассмотрению рефлексии в акте письма, углубляющегося одиночества, разрыва с читателем. Задача - проанализировать письма М. Цветаевой к А. Тесковой как литературный текст, внутреннее пространство которого объединено трансляцией духовного единства с подругой по переписке, выявить смысловые доминанты. Результаты: рассмотрен один из сложнейших этапов творческой и личной биографии в оценке рефлексирующего самосознания. Область применения результатов : литературоведение.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):125-135
pages 125-135 views

КОМИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ОПЕРА Г.Р.ДЕРЖАВИНА: ГЕНЕЗИС ЖАНРА

Разживин (Ключёвский) А.И.

Аннотация

В статье анализируется пьеса Г.Р. Державина «Дурочка умнее умных». Исследование сюжета, типологии героев, поэтики, музыкального ряда позволяет увидеть в генезисе пьесы оперу-буфф и ранний русский водевиль начала XIX века.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):136-140
pages 136-140 views

НЕОПУБЛИКОВАННОЕ ПИСЬМО Н.М. КАРАМЗИНА К Е.А. ПРОТАСОВОЙ (УРОЖДЕННОЙ БУНИНОЙ)

Сапченко Л.А.

Аннотация

В настоящее время при финансовой поддержке РФФИ впервые реализуется проект «Карамзин и его окружение» - сводное собрание персональных справок о современниках, с которыми Н.М. Карамзин общался в течение своей жизни. Создание такого справочника необходимо для восстановления реальной картины общественных, бытовых и литературных связей Н.М. Карамзина, для составления летописи его жизни и творчества. Наиболее богатым источником необходимых данных является эпистолярий Н.М. Карамзина, позволяющий расширить, уточнить, детализировать также сведения о тех, кто непосредственно общался с историографом или переписывался с ним. Многие из карамзинских писем до сих пор не изданы. Приводимые в статье строки из письма Н.М. Карамзина - дополнение к истории любви В.А. Жуковского к Марии Андреевне Протасовой.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):141-145
pages 141-145 views

ОСОБЕННОСТИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПАСТОРАЛЬНОМ РОМАНЕ УИЛЬЯМА ГОДВИНА «ИМОДЖЕН»

Серегина М.А.

Аннотация

Предмет статьи - особенности сентиментализма в одном из ранних романов У. Годвина «Имоджен». Автор приходит к выводу, что, опираясь на традиционное понимание сентименталистской пасторалистики (ведущая роль природы в «буколическом» или «георгианском» понимании, использование пасторального хронотопа, идеализация пасторального образа жизни, изображение платонических чувств между героями, наличие пасторальных конфликтов), У. Годвин использует указанные особенности как фон для иллюстрации своих социально-политических идей. Он широко использует прием контраста, выстраивая на его основе систему конфликтов, усложняет характеры героев и взаимоотношения между ними, делая их более противоречивыми, и экспериментирует со стилем и жанровыми канонами. В итоге своеобразие авторского восприятия сентиментализма в пасторальном романе «Имоджен» заключается в смешении типично сентименталистских черт и особого социально-политического мировоззрения автора. Кроме того, в период написания романа стиль писателя всё ещё находится в развитии, что также накладывает отпечаток на проявление сентименталистской основы в произведении.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):146-150
pages 146-150 views

ПРОБЛЕМА ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С «НЕНАДЕЖНЫМ» НАРРАТОРОМ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ В.НАБОКОВА «СОГЛЯДАТАЙ»)

Смоленская М.А.

Аннотация

Статья поднимает несколько актуальных проблем нарратологии - вопрос «ненадежного» нарратора в тексте, его точки зрения на лежащие в основе истории события. В данной работе рассматриваются внутренняя и внешняя точки зрения в произведении с «ненадежным» нарратором. Выдвигается гипотеза о том, что произведения с «ненадежным» нарратором организуют особую точку зрения на событие. Материалом исследования служит нарратор повести В. Набокова «Соглядатай» (с англоязычным названием - «The Eye»). В этом тексте точка зрения нарратора на события, самого себя в этих событиях, персонажей обнаруживает расщепление на внешнюю и внутреннюю. Игра нарратора с точкой зрения оформляет особый тип «ненадежного» нарратора, позволяющий автору не только создать экспериментальный нарратив, но и поднять философские проблемы памяти, самоидентификации, сознания.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):151-154
pages 151-154 views

ОСОБЕННОСТИ ИНСЦЕНИРОВОК АСИ ВОЛОШИНОЙ: «ШИНЕЛЬ ГОГОЛЯ»

Тютелова Л.Г.

Аннотация

В работе рассматривается проблема перевода классического эпического текста на язык драмы. На материале пьес Аси Волошиной доказывается, что современный драматург вступает в диалог с предшественником, чтобы увидеть классику в контексте «большого бремени». В пьесе «Шинель Гоголя» текст первоисточника представляется как часть петербургского текста. Последний и обнаруживает новые смыслы гоголевской повести.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):155-159
pages 155-159 views

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОНЧЕННЫХ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.С. ТУРГЕНЕВА

Черкасова В.В.

Аннотация

В данной статье дается общая характеристика незаконченным драматическим произведениям И.С. Тургенева, определяется их проблематика. Автор приходит к выводу, что среди незаконченных сцен и комедий было три замысла: «Жених», «Компаньонка» и «17-й №»; три начала произведения - «Искушения святого Антония», «Две сестры» и «Вечеринка». Пьесы «Жених», «Компаньонка» и «17-й №» были начаты в один период, весною 1850 года. Они являются незаконченными автором сознательно. «Компаньонка» в скором времени будет поглощена замыслом «Собственной господской конторы» и романом «Два поколения», а пьесы «Жених» и «17-й №» вытеснены пьесой «Месяц в деревне». Пьеса «Вечеринка» тоже была вытеснена пьесой «Холостяк». И.С. Тургенев долгое время пытался сесть за пьесу «Две сестры», обещав А.А. Краевскому в срок написать произведение, но так и оставил его незаконченным сознательно. К пьесе «Искушения святого Антония» И.С. Тургенев думал возвратиться, когда будет писать предисловие к переводу об «Искушении» Г. Флобера, однако к нам вариант рукописи дошел не до конца, то есть остался сознательно незаконченным.
Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021;23(4-1):160-163
pages 160-163 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах